Антипропаганда или антителевизионная пропаганда?

Mar 31, 2014 12:49


Авторы проекта «Антипропаганда анализ выпусков новостей» пытаются уличить программы российских телеканалов в интерпретации фактов и их анализе и наименовывают это «пропагандой».
Они исходят из убеждения, что в задачу новостей не входит проведение какого-либо самостоятельного анализа, а задача новостей - это исключительно освещение событий.

Так ли это на самом деле?
А теперь зададимся одним вопросом. Чем на самом деле являются итоговые еженедельные программы, такие например как «Сегодня - итоговая программа», «Вести недели»? Это выпуски новостей?
Открою вам маленький секрет - это информационно-аналитические программы! Это определенный тип телепрограммы известный в отечественной журналистике и научно классифицированный.
Далее привожу цитату из источника:

"Информационно-аналитические телевизионные программы: история, типология, современное состояние."  Гострова Екатерина Владимировна Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук по специальности 10.01.10 - журналистика.

«Информационно-аналитическая программа - тип телепрограммы, в которой за определенный промежуток времени (неделя) представлена обобщенная, систематизированная информация и анализ произошедших событий, которые представляют общественно значимый интерес для зрительской аудитории.»
«Подробно анализируя факты, выявляя причинно-следственные связи, информационно-аналитическая программа представляет зрителю событие таким, каким оно войдет в историю, составляет представление о мире сегодняшнем и о том, в какую сторону он может измениться завтра.»
«Информационно-аналитические программы позволяют зрителю оглянуться на событие, посмотреть на него под другим углом зрения, проанализировать его, выявить причинно-следственные связи, спрогнозировать вероятность дальнейшего развития события, вычленить воздействие на ход истории.»

Таким образом - аналитика и подробный разбор фактов являются характерными чертами данного вида программ это «типообразующие черты, влияющие на формирование типа информационно-аналитической программы». Аналитика в случае с данным типом программ является их неотъемлемой частью и «законом жанра».
Данный тип телепрограмм появился не вчера и не позавчера, он складывался десятилетиями и является характерным для отечественной тележурналистики. Кстати говоря, не только еженедельные, но и вечерние-ежедневные обобщающие телепрограммы, относятся по жанру, скорее к подтипу информационно-аналитических.
Информационно-аналитическая программа кардинально отличается от утренних или дневных «ньюс брейков» - это не выпуск новостей!
Поэтому предъявление к информационно-аналитическим программам требований предъявляемых к трансляциям сюжетов новостей некорректны, а попытки называть аналитику пропагандой абсурдны.
Но откуда же возникает эта некорректность. А возникает она из безграмотности авторов проекта «Антипропаганда анализ выпусков новостей» в базовых постулатах и понятиях отечественной журналистики.
Они решили «с кондачка», «по быстрому» штурмовать тему тележурналистики не удосужившись вначале разобраться в предмете предстоящего анализа. Откуда же такая спешка? Заказчик поджимает? Требуется оперативность? Наверное, только ленивый, сейчас не провел взаимосвязь между моментом возникновения данного проекта и остротой геополитического конфликта разгоревшегося в это же время.
Но вернемся к обзору темы информационно аналитических программ.

Следующее утверждение, которое нам пытаются внедрить авторы проекта: «Подобную форму подачи информации телезрителям якобы навязывают, без их на то согласия и осведомленности, попросту "зомбируют"».
Что же является основным фактором в формировании телепрограмм подобного типа и кто является заинтересованной стороной?
Вновь приведу цитату из вышеупомянутого источника:
«По мнению автора, предпосылками к возникновению программ исследуемого типа  на современном телевидении послужили: изменение политического строя, плюрализм мнений и взглядов, изменение функции журналистики, внедрение демократических принципов в российском обществе, возникновение социальных проблем и фактов, о которых необходимо не только информировать, но и представить их анализ, усиление субъективности в журналистике.
Для выявления типа объекта исследования в работе была рассмотрена система «телевидение - общество», где телевидение  стремится удовлетворить потребности, интересы, запросы, а общество выступает как потенциальная аудитория.
Востребованность программ исследуемого типа продиктована общественной необходимостью в комментированной информации, в анализе события. Этим фактом объясняется популярность информационно-аналитических программ.»

Таким образом,  «заказчиком» или стороной, заинтересованной в существовании подобного рода программ является сама аудитория - телезрители. Сама аудитория в подавляющем процентном большинстве нуждается в подобного рода аналитических программах, именно в таком жанре, с такой формой подачи материала и это ее осознанный выбор.
Это подтверждается недавним опросом ФОМ по данной теме:
http://www.interfax.ru/russia/367702

Следующая претензия проекта «Антипропаганда анализ выпусков новостей» заключается в «излишней» по их мнению эмоциональности подачи материала, допущение той или иной эмоциональной окраски в голосе корреспондента или диктора. И в этом тоже усматривается  проявление пропаганды.
Опять приведу цитату из того же источника:
«В телевидении, как в социальном феномене, гармонично соединены достижения технологического прогресса, журналистики и искусства. По своей природе оно эмоционально, вездесуще и всепроникающе, ему свойственна импровизационность, непосредственность. Его специфика определяет жанровые особенности, формы и методы работы.»

Напрашивается так же вопрос - а почему собственно кто-то (из-за рубежа) хочет  агрессивно навязать нам свои представления о том, какой должна быть тележурналистика? Почему хотят наложить запрет на эмоциональность? Почему хотят стерилизовать, кастрировать искусство тележурналистики? Наложить запрет на юмор? Насколько вообще эти претензии и требования адекватны?

Хочу отметить, что большинство так называемых «приемов пропаганды», якобы выявляемых проектом «Антипропаганда - анализ выпусков новостей» в программах на российских телеканалах являются вполне «законными» и ожидаемыми для данного жанра - анализом и систематизацией фактов, выявлением причинно следственных связей, непосредственной эмоциональной окраской, проявлениями юмора. А многие из так называемых «фактов обнаружения методов пропаганды», являются спорными, предвзятыми, субъективными и притянутыми «за уши».
Например, пропагандой была названа параллель проведенная журналистами нескольких телеканалов между снайперами в Симферополе (18 марта) и снайперами на майдане. Данную параллель аналитики проекта называли и «логической ошибкой» и «неявным утверждением» и все как один - «пропаганда». Но в реальности, вывод о взаимосвязи этих двух событий и одинаковом почерке не сделал разве что ленивый. Это вполне корректная аналитика, являющаяся прямой функцией информационно-аналитических программ.

информационная война, пятая колонна, тележурналистика, Антипропаганда анализ выпусков новостей, пропаганда

Previous post Next post
Up