1000 тонн регенерированного урана из Франции везут в Россию. Что это значит?

Oct 21, 2021 01:45


Тут потихоньку начинается новая волна шума по поводу ввоза в Россию регенирированного урана из Франции. Похожая история была два года назад при ввозе урановых "хвостов" или ОГФУ из Германии. Увидев на днях в твиттере французского Гринпис фото с их акции в Париже, понял, что скоро новости пойдут и у нас. Так и случилось. Пошли громкие заголовки про ввоз ядерных отходов и превращение России в ядерную свалку. Росатом тоже довольно оперативно, в течение суток, ответил публикацией успокаивающих заявлений в РИА. У меня тоже попросило комментарий издание Сибирь.Реалии, и я его дал (вот ссылка на вышедший материал), с учетом того что знал и что понял из доступной информации при беглом изучении.

Привожу ниже в полном виде вопросы издания и мои ответы, существенно дополненные за прошедшее время день данными, цифрами и ссылками.

Да, как обычно я записал видеоверсию статьи для своего Youtube-канала об атомной энергетике и ядерных технологиях (подписывайтесь!)

image Click to view




1. Что именно, по последним данным, в каких количествах и куда точно в Сибири французская ядерная компания Orano планирует вывезти?

Судя по всему, речь идет о регенерированном уране - т.е. уране, выделенном из отработавшего ядерного топлива АЭС, после переработки этого топлива. Франция является одним из мировых лидеров по объему перерабатываемого ядерного топлива, причем не только своего, но и со многих АЭС из других стран Европы и мира. Она выделяет из него полезные компоненты, уран и плутоний, для дальнейшего использования. Ежегодно при переработке во Франции получается около 1000 т. регенерированного урана, а общие его запасы составляют около 33 тыс.т. Суммарные мощности завода по переработке ОЯТ во Франции около 1700 т/год, в то время как мощности российского комбината "Маяк" всего 400 т/год.

Регенерированный уран - ценный ресурс, поскольку в нем может быть еще высоко содержание полезного изотопа уран-235. В свежем топливе типичного ВВЭР/PWR реактора около 5% изотопа уран-235. В отработавшем его остается до 1%, что может быть даже выше, чем в природном уране, где его 0,7%. При этом массу ОЯТ по прежнему на 94% составляет уран, который можно вернуть в топливный цикл.

Однако регенерированный уран содержит еще изотопы урана-232 (с гамма-излучающими дочерними нуклидами) и урана-236 (поглотитель нейтронов), которые немного усложняют работу с ним. Тем не менее, опыт его использования накоплен.



Баланс изотопов в топилве обычного ВВЭР/PWR реактора.

По данным World Nuclear Association в Великобритании было повторно использовано для производства ядерного топлива 16 тыс. т. регенерированного урана. В Бельгии, Франции, Германии и Швейцарии - более 8000 тонн регенерированного урана. В Японии и Индии - по 250-330 т. В России уже давно используется полученный при переработке отработавшего топлива регенерированный уран для создания топлива реакторов РБМК. По данным WNA, в России таким образом переработано уже более 2500 т регенерированного урана. При этом запасов такого урана (по этому документу МАГАТЭ, пусть 10-летней давности) у нас в отличие от Франции, Великобритании и Японии, нет, т.к. все идет сразу в дело.

Кроме того, по данным WNA, уже есть опыт поставки регенерированного урана из Франции в Россию для обогащения и изготовления нового топлива для французских АЭС. Росатом подтверждает это, говоря о 35-летнем опыте использования регенерированного урана как для российских, так и для западных АЭС. Помимо России обогащением регенерированного урана занимаются еще и Нидерланды.

По заявлениям французской компании Orano, которое приводит Гринпис в своем опубликованном заявлении, в конце 2020 года она продала Росатому чуть более 1000 т регенерированного урана. Там же сообщается, что этот уран будет использован для дообогащения и производства топлива для российских реакторов. Это же подтверждается в заявлении предствителей Росатома, опубликованном вчера в РИА - что этот уран пойдет на собственные нужды атомной энергетики России.

Так что скорее всего речь идет не о контракте на дообогащение урана (хотя такой с французами тоже есть - о нем чуть ниже), как было пару лет назад в истории со ввозом обедненного гексафторида урана (см. мою серию публикаций об этом), а о непосредственной закупке уранового сырья для самого Росатома. Возможно, собственного регенерата урана нам не хватает из-за повышения выгорания топлива на ВВЭР-440 (но это только гипотеза, навеянная вот этим документом) или из-за ограничений по переработке топлива украинских ВВЭР-400.

В целом же в России урана добывается меньше (около 3000 т/год), чем нам нужно для удовлетворения своих и зарубежных контрактов (порядка 10000 т/год), так что такие поставки могут быть дополнительным вторичным источником урана с относительно высоким содержанием ценного компонента. Но повторюсь, тут хотелось бы услышать от участников сделки, в первую очередь Росатома, каких-то пояснений по их стратегии обращения с регенерированным ураном. И есть ли вообще такая стратегия.

Пока они заявляют, что эта партия в 1000 т. регенерированного урана "позволит сэкономить столько природного урана, сколько бы пришлось добывать на руднике в течение нескольких лет", что вполне похоже на правду, если говорить, например, о наших месторождениях в Бурятии с добычей порядка 600 т/год. Правда там добыча ведется не в рудниках, а подземным выщелачиванием.

Во время разбора истории с ввозом немецкого ОГФУ два года назад, Росатомом был показан вот такой слайд в одной из презентаций (см ниже). Среди мировых источников топливного сырья указан и регенерированный уран. Его мировые запасы около 70 тыс.т., (половина из них во Франции). Ежегодно нарабатывается по 2000 т., в основном тоже во Франции. Так что не удивительно что за этим ресурсом обращаются именно к французам.



Сырьевые источники для традиционной тепловой атомной энергетики.

Как и утверждает Гринпис, скорее всего этот французский регенерированный уран повезут действительно в Северск, где на комбинате СХК имеется опыт работы именно с регенерированным ураном, имеются мощности по обращению с ним - конверсии и обогащению. Особенность регенерированного урана в том, что он получен не путем обогащения свежего урана в центрифугах, а был получен на радиохимическом комбинате выделением из отработавшего топлива и может содержать примеси, в т.ч. радиоактивные. И изотопный состав у него другой. Поэтому работают с ним на отдельных заводах и оборудовании, а не там, где работают со свежим ураном. Поэтому традиционно обогащением регенерата и для наших и для зарубежных нужд занимаются в Северске. Подобное производство в мире есть еще в Нидерландах, там тоже обогащают регенерат для зарубежных заказчиков.

Кстати, этот контракт с Orano по регенерированному урану не единственный из действующих. Гринпис упоминает и второй, но о нем раньше и так писали в прессе и у нас. В 2018 году дочерняя компания Росатома Tenex заключила долгосрочный контракт на обогащение регенерированного урана с французской компани-оператора АЭС EDF. Объем партии урана не сообщается, но сумма контракта составляет 600 миллионов евро. Поставки пока тоже не осуществлялись. Но этот контракт как раз показывает другой возможный сценарий обращения с регенерированным ураном, который уже применялся ранее, еще в советские времена - отправка в Россию урана на обогащение и возврат обратно для производства нового топлива, почти так же как с ОГФУ. Подобный контракт на обогащение около 1300 т. регенерированного урана уже выполнялся в 1992-1998 годы.

2. Что может произойти с этим грузом в пути и чем это грозит окружающей среде, людям?

Любой груз, перевозимый транспортом, не застрахован от аварий на транспорте. В данном случае речь идет об автомобильных перевозках по Европе, и о морских перевозках из Европы в Россию, и далее о железнодорожных перевозках по нашей стране. Но ядерные материалы перевозят в специальных прочных контейнерах, которые рассчитаны на сохранение герметичности даже при попадании в аварию. И это показано не только в расчетах, но и в реальных ситуациях. Несмотря на то, что суда тонут, а поезда и грузовики попадают в аварии, за всю историю перевозок подобных материалов не было случаев выхода их в окружающую среду при таких транспортных авариях. Так что риски минимальны.

Кстати, два года назад, во время ввоза в Россию обедненного урана из Германии, основное внимание экологических активистов было приковано к опасности траспортировки этого материала, вызванное его химической формой - гексафторидом. И хотя описанные ими риски были весьма преувеличены, эта химическая форма действительно довольно агрессивна, и постепенно для длительного хранения обедненный уран переводят в более стабильную форму оксидов. Я подробно описывал это все в отдельной статье: "Ввоз немецких урановых хвостов в Россию. Часть 3: Риски и опасности при обращении с ОГФУ".

В настоящее время об опасности перевозок регенерированного урана французский Гринпис ничего не говорит. И вызвано это скоррее всего тем, что этот уран, как это уже и делалось раньше, в 1990-е, когда французы отправляли нам регенерированный уран для обогащения (с 1992 по 1998 было отправлено около 1300 т), транспортриуется в стабильной химической форме оксидов урана. И переводится в форму гексафторида, необходимую для процесса обогащения, уже в Северске. Так что риски при транспортировке тут еще ниже, чем в ситуации перевозок ОГФУ.

3. Вы часто публично говорили, что не считаете этот груз ядерными отходами- почему?

Потому что это материалы, из которых получают ценный продукт - ядерное топливо. Из регенерированного и обедненного урана можно делать топливо как для обычных АЭС (о топливе для РБМК я уже писал выше), обогащая этот уран или делая так называемое РЕМИКС-топливо, так и для новых типов реакторов на быстрых нейтронах - делая МОКС-топливо из смеси обедненного урана и плутония. И такие топлива и реакторы у нас уже работают - МОКС загружают в БН-800 на Белоярской АЭС, РЕМИКС-топливо испытывают на Балаковской АЭС, а из обедненного урана обогащают топливо для остальных АЭС. В России активно занимаются замыканием топливного цикла, используя вторичные источники ядерных материалов. Аналогично для Франции Россия уже имела опыт и недавно заключила новый контракт на обогащение регенерированного урана, который будет использован для производства нового топлива французских АЭС.

Подробнее об использовании обедненного урана в России и мире я опять же писал в отдельной статье - "Ввоз немецких урановых хвостов в Россию. Часть 4 (последняя): Использование ОГФУ, протесты и выводы".

Поэтому то, что для антиядерных активистов выглядит как отход, для специалистов является сырьем для вторичного использования. Во многом это отражает разные взгляды на эти материалы и разное отношение к ним у разных групп, ведь название и термин "отход" может восприниматься и неформально. С формальной же точки зрения регенерированный уран как и обедненный уран отходом не считается ни в России, ни во Франции, ни в Германии - это ядерный материал.

Но неформально можно назвать его как угодно. Для кого-то выброшенная бумажка - это мусор и отход, но если сдать ее в макулатуру - это сырье. Конечно, антиядерные экоактивисты навешивают ярлык отходов и мусора на многие ядерные материалы, рассчитывая на определенное негативное отношение к ним у широкой публики. Но речь на самом деле о том, чтобы рационально использовать ресурсы, меньше добывать нового урана из земли и делать при этом меньше отходов.

4. Если отработанный уран не такой опасный, как заявляют экоактивисты, почему не оставить его на переработку в Европе? Какая выгода России от плана Росатома?

Чтобы понять конкретную выгоду надо смотреть на условия контрактов. Хотелось бы чтобы в этом вопросе было больше прозрачности, в том числе с российской стороны. Но примерные мотивы я описал - Росатом либо просто закупает нужное ему сырье, а Orano, соответственно, его продает, либо Росатом еще дополнительно оказывает услугу по обогащению урана, как было в истории с ввозом обедненного гексафторида урана пару лет назад или с новым контрактом 2018-го года с EDF. В любом случае это работа российских предприятий, зарплаты, налоги, экспортные контракты на миллионы долларов и т.д. Конечно, все это должно выполняться при условии обеспечения безопасности.

Почему уран везут в Россию, а не перерабатывают в Европе? Частично я тоже писал об этом в прошлых статьях об ОГФУ. Возможно это связано с более выгодными ценовыми условиями по обогащению на российских центрифугах, наличием свободных мощностей и опытом работы по обогащению регенерированного урана в Северске.



Акция Гринпис Франции у офиса Orano 12 октября

Но мне еще кажется важным понимать контекст того, что происходит с другой стороной, откуда собственно и пришла новость об отправке в Россию урана. Во Франции и Европе эта история имеет свою окраску. Новости о ввозе урана в Россию возникли позавчера, 12 октября. В этот день утром Гринпис провели в Париже акцию протеста, всего за несколько часов до заранее анонсированного выступления президента Макрона с его большим планом по развитию экономики Франции и применению новых низкоуглеродных технологий до 2030 года.



Выступление Макрона 12 октября с планом по реиндустриализации Франции

Этот план на общую сумму в 30 млрд. евро предусматривает большие вливания в атомную промышленность Франции, вложение 1 млрд. евро в создание и демонстрацию новых малых модульных атомных реакторов (SMR), развитие производства водорода на АЭС. Конечно, Гринпис не случайно выступил с акцией протеста именно в этот день, они даже упомянули это в своем заявлении. Хотя факт отправки урана в Россию, о которых они говорят, произошел еще в начале года.

В Европе в целом и во Франции в том числе идут споры о роли атомной энергетики в решении климатических проблем (об этом я тоже писал отдельную статью), о возможности считать атомную энергетику зеленой и низкоуглеродной, о включении ее в механизм поддержки зеленых инвестиций Таксономию. В тот же день 12 октября в Еврокомиссию было направлено письмо от глав 10 европейских стран, в том числе Франции, с просьбой признать атомную энергетику чистой и включить в Таксономию.

Так что эта акция Гринпис перед офисом компании Orano в день выступления президента с планами развития атомной энергетики - это часть этой даже не дискуссии, а борьбы.

Просто у нас в России об этой сложной дискуссии европейской мало кто знает, мало кто за ней следит. Об этом знают лишь те кто интересуется мировой энергетикой или атомной энергетикой. Я вот интересуюсь. Как я сказал, я об акции узнал напрямую из соцсетей французского Гринписа еще 12 октября, а не из наших СМИ.

Но вот широкая публика у нас узнает лишь о громких акциях Гринпис, если они каким-то образом касаются России. И конечно это акции протестные, громкие, про которые СМИ могут написать громкие заголовки о ввозе отходов. Но это лишь позиция Гринпис, которую почему-то транслируют СМИ, вынося в заголовки именно их взгляд о ввозе отходов. Хотя на мой взгляд, писать об атомной энергетике, опираясь на мнение Гринпис, это все равно что спрашивать о вреде прививок у антивакцинаторов.

Проблема на мой взгляд гораздо шире. И опаснее.

В связи с этой историей по сети опять, как два года назад, гуляет шутка про то что сыр из Европы завозить нельзя, а отходы можно. Мол смотрите не перепутайте. Эта шутка в виде комментариев возникает практически в любых обсуждениях этой ситуации с ввозом урана.

У этой шутки две части. Ну, одна про отход понятна - она технически не верна, но большинство не вникает в суть, а потому так легко ошибочно называют этот уран отходом. И если с этой первой частью я как популяризатор могу что-то сделать, могу рассказать, найти информацию, которую, не дает ни Гринпис ни Росатом, собрать ее, чтобы люди читали, смотрели и делали выводы сами. Ну, кто хочет конечно в это погружаться. То с другой частью шутки я ничего сделать не могу.

Это которая про сыр. Имеется в виду наши антисанкции, когда в ответ на западные санкции после 2014 года наше правительство запретило ввоз ряда продуктов из Европы. Т.е. по сути ухудшило жизнь собственных граждан. Это лишь один из многих эпизодов, то, почему наши граждане мягко говоря не очень любят и не очень доверяют нашим властям. Чтобы они ни делали, это вызывает подозрения - то ли непоследовательности и нелогичности, то ли в злом умысле, то ли в корупции. И давление на гражданское общество, борьба с оппозицией, объявление иноагентами всех, кто говорит что-то нехорошее про власти - не добавляет доверия к такой власти.

Росатом, кстати, тоже в полной мере ассоциируется с властями - это могущественная госкорпорация. Поэтому недоверие к властям распространяется автоматом и на атомную отрасль. Когда Росатом делает что-то не очень понятное людям, они подозревают самое нехорошее. И не факт что Росатом даже при всем желании может эту ситуацию изменить. Тем не менее, мне кажется ему все равно надо действовать более открыто, показывать больше деталей, а не печатать большие пресс-релизы от имени корпорации в госизданиях. Нужно выходить конкретным руководителям, ответственным за эти контракты, и специалистам, и рассказывать подробности, отвечать на вопросы. Персональная отвественность и детали - это то, что повышает доверие. Правда для ведения диалога нужны и адекватные профессиональные независимые экологические организации, а с этим тоже у нас беда.

Так вот. Возвращаясь к шутке про сыр и отходы. Мы имеем в ней, как и в ситуации в целом, это самое неприятное сочетание двух частей - незнания технических деталей широкой публикой, зачастую заменяемое антиядерными заблуждениями и мифами, и недоверие властям. И мы уже знаем пример, когда такое же сочетание реально убивает людей. Это провальная борьба с эпидемией ковида. На антивакцинаторские заблуждения, распространенные в обществе, накладывается недоверие к властям и их действиям, на госпропаганду, которая ругает западные вакцины и вызывает недоверие ко всем вакцинам вообще, включая свои. В итоге у нас провалена вакцинация, впереди локдаун, и от ковида умирает по тысяче человек в день. Это катастрофа.

История с ввозом урана не так опасна на ее фоне, на самом деле, как бы это парадоксально не звучало на первый взгляд. Но и не так безобидна. Кажется, что шум пройдет, новости сменятся другими, особых протестов в России не будет. Так наверняка думают и власти и Росатом. Но осадочек останется. Радиофобия имеет накопительный эффект. У многих останется в памяти то, что что-то ввозят, о чем-то умалчивают, и что-то нечисто. И об этом буду вспоминать в будущем каждый раз в каждой новой спорной ситуации. И это опасно для всей атомной отрасли, да и для страны в целом. И я уверен это еще аукнется нам в будущем.

Рекомендуремые материалы по теме для самостоятельного изучения:


PS: Статья изначально написана мной и опубликована в блоге компании Itsoft на хабре. При перепечатке указание ссылки на первоисточник обязательно.

атом, экология, техника, уран

Previous post Next post
Up