Войны в черной Африке Ч.2

Apr 04, 2014 16:12

Оригинал взят у uriadnik в Войны в черной Африке Ч.2

Еще одна опора ООН в Африке - ЮАР - не имеет ключевого значения в миротворческих операциях ООН в Африке, так как вследствие политики ООН при борьбе против апартеида ЮАР не имеет больше той эффективной армии, которую она имела в 80-х годах, когда ее войска смогли в ходе операции "Протея" поставить кубинские войска перед угрозой разгрома.

Совершенно ясно, что военная безопасность в Африке - вещь хрупкая и готова рухнуть при первом же масштабном наступлении тех же исламских фундаменталистов из Судана и Сомали при широкомасштабной поддержке извне, а тем более при прямом участии воинских контингентов стран северной Африки, Ближнего и Среднего Востока, ибо других сил, готовых нарушить равновесие, на африканском континенте просто нет.

НАТО в настоящее время не имеет необходимого количества войск и для участия в операциях в Афганистане. Его региональное командование "Юг" со штабом в Неаполе ныне имеет возможность участия лишь в относительно небольших миротворческих операциях в Средиземноморье и в борьбе с нелегальной эмиграцией.

То же самое относится и к созданным в составе "Западноевропейского союза" "Южным евросилам".

Единственная сила на данный момент в Африке - это США, создавшие в 2008 году военное командование в Африке - AFRICOM.

Данное командование располагает ограниченным контингентом морской пехоты, способным решать задачи в отдельно взятой стране, и упор делает на подготовку союзных армий.

AFRICOM развернул свою деятельность во многих африканских государствах, как, например, в Эфиопии, Судане (в Дарфуре), Уганде, Руанде, Конго, Сейшельских островах, Мали, Нигере, Сенегале, Нигерии, Либерии ,Камеруне, Габоне, Кении, ЮАР, Танзании.


Им была развернута программа AFRICAP (Africa Peacekeeping), в рамках которой предусматривались тыловая поддержка, обучение и подготовка вооруженных сил, строительство, охрана морского судоходства, обеспечение снаряжением, оперативное командование, авиационное наблюдение (encompasses logistics support, construction, military training and advising, maritime security capacity building, equipment procurement,operational deployment for peacekeeping troops, aerial surveillance and conference facilitation ) с приоритетными направлениями на вооруженные силы Южного Судана, миротворческие силы Африканского союза (African Union -AU) в Сомали, как и на вооруженные силы правительства Сомали, вооруженные силы Конго (Заира), Либерии и Сьерра-Леоне и на миротворческие силы Экономического сообщества Западной Африки (Economic Community of West African States -ECOWAS).

11-го сентября 2009 года Государственный департартамент США ( US Department of State) объявил, что в ходе тендера, проведенного в рамках программы AFRICAP (Africa Peacekeeping), на которую было выделено 1,5 миллиарда долларов, контракты, разделенные на равные части по 375 миллионов долларов, получили четыре компании - PSI (Protection Strategies Inc), DynCorp International, AECOM и PAE (Pacific Architects and Engineers).

По большому счету, главной целью было противодействие угрозе американских интересов как от сил радикального ислама, связанных с Аль-Каидой, так и от экспансии Китая в Африке. Ради этой цели осуществлялась и другая программа -

ACOTA (Africa Contingency Operations Training and Assistance), находившаяся под контролем Пентагона. Согласно ей до конца 2010 года силами командования (это около 3500 инструкторов) должны быть подготовлены 75 000 военнослужащих африканских армий. Как раз в этой области и получили контракты частные военные компании. Например, с началом операций сил Африканского союза в Сомали частные военные компании MPRI и PAE получили контракты на подготовку воинских контингентов Уганды и Бурунди, составлявших основу миротворческих сил Африканского союза- AMISOM.



Военнослужащие армии Уганды в составе миротворческих сил Африканского союза - AMISOM - в Сомали

В октябре 2011 года был начат ввод воинского контингента армии Кении на юг Сомали в рамках операции армии Кении "Protect the Nation". Ее воинский контингент численостью в 1600 военнослужащих быстро стал увеличиваться, и кенийские войска расширили свои операции и на центр страны.



Армия Кении в Сомали

Воспользовавшись этим, миротворческие войска Африканского союза -AMISOM, достигшие к тому времени числености девяти тысяч человек и имевшие в своем составе военных советников из ЧВК PAE Group, в декабре 2011 года - январе 2012 года нанесли удар по силам "Аль-Шабааб" в Могадишо, отбросив их на окраины.



Боевики "Аль-Шабааб"

Переход летом-осенью 2012 года воинского контингента армии Кении, поддержанного авиацией и вертолетами, совместно с вооруженными силами переходного правительства Сомали и силами Африканского союза - AMISOM - в наступление против сил "Аль-Шабааб" привел к тому, что "Аль-Шабааб" потеряло свои позиции под Могадишо и в нескольких ключевых городах.

Тем не менее, командование "Аль-Шабааб" сумело сохранить свою организацию и основную массу личного состава, и его силы продолжили вести активные боевые действия.

То, в каком направлении будут развиваться события, зависит от способности армий Кении, Уганды, Бурунди и Эфиопии вести в Сомали боевые операции, ибо без их поддержки силы Переходного правительства Сомали неспособны противостоять противнику.

Помимо этого в Кении проживают около двух с половиной миллионов сомалийцев. Здесь влиятельна исламская община, что может способствовать перенесению боевых действий на территорию Кении.

То, насколько взрывоопасно положение в Кении, показали массовые беспорядки, произошедшие в главном порту Кении Момбаса после убийства 27 августа 2012 года неизвестными шейха Абуда Рого. Смерть этого шейха, находившегося в списке Государственного департамента как лицо, связанное с Аль-Каидой, вызвала беспорядки в Момбасе и столкновения кенийских мусульман с полицией Кении. В ходе столкновений, в которых погибли несколько человек, протестующими мусульманами были сожжены несколько церквей. Были совершены и вооруженные нападения против полиции с применением стрелкового оружия и ручных гранат, в ходе которых погибли два офицера полиции, а еще шестнадцать полицейских были ранены.

В Африке в силу нестабильности ситуации деятельность ЧВК важна и для обеспечения деятельности различных государственных и частных западных корпораций, в том числе по охране районов проживания специалистов данных компаний. Так, например, в Кении широко представлена в данной области компания "G4S", а в Уганде - компания "Saracen", которые, нанимая местный персонал, а также нанимая по подряду местные охранные компании, ведут активную деятельность.

В Нигерии, особенно в дельте Нигера, где был заметен рост влияния тех групп исламских фундаменталистов (самые влиятельные организации из них:Боко Харам, Хизбах,Аль-Сунна Уал Джамма, Мухаммад Юсуф Мовемент), которые выступают за ведение вооруженной борьбы против "христианского" юга и западных нефтяных компаний, такого же рода охранную деятельность ведут такие ЧВК, как Control Risk, Erinys International, Armor Group, Triple Canopy.



Армия Нигерии

Армия Нигерии, ведущая активные боевые действия против Боко Хаарам, также в своем составе имеют военных советников из ЧВК MPRI, переименованной впоследствии в Engility Corporation.

Все возрастающая оперативность в действиях ЧВК, которые в Африке стали проникать в места вооруженных конфликтов уже до появления там американской армии, говорит о том, что они становятся самостоятельным фактором в американской политике.

В данном случае американская армия, скорее, следует развивающейся политической обстановке и с ростом угроз увеличивает финансирование программ подготовки армий африканских государств. Не вдаваясь в вопросы того, насколько политика современного международного сообщества способствует умиротворению Африки, что, собственно, на примере Ливии более чем очевидно, следует отметить, что для ЧВК в условиях продолжающихся войн отсутствует главное условие успешной деятельности ЧВК - наличие воинских подразделений армий НАТО или их крайне ограниченное количество.

Тем самым ситуация, в некотором роде, вышла из под контроля, а современными СМИ преувеличивается степень влияния американской политики и проводящих это влияние ЧВК на те или иные страны, участвующие в войнах.

Войны в Сомали, в Судане и в Ливии поставили новые вопросы перед современными частными военными компаниями, ибо в данном случае имеет место совершенно иная ситуация, нежели в войнах в Ираке и Афганистане, где данные компании и заняли столь важное место.В данном случае требуется значительно более высокий уровень подготовки сотрудников и организации деятельности ЧВК, нежели это имело место в Ираке и Афганистане, где оперативному руководству этих ЧВК возможно было одним вызовом в штаб соседней американской части решить все проблемы как в отношениях с командованием местных вооруженных сил, так и при нападении сил противника. В Африке подобный вызов является куда более проблематичным делом, и потому к тендерам на контракты в соответствии с правилами "ACOTA Contract Procedure Guide" допускаются такие компании, как MPRI и PAE, чье руководство и сотрудники имеют многолетний опыт воинской службы и участия не только в программах подготовки, но и в ведении операций специального назначения .

Организация ЧВК дает возможность осуществлять краткосрочное и, при необходимости, долгосрочное планирование операций, что показательно на примере Африки, где деятельность ЧВК органически связана с планами и деятельностью командования AFRICOM. Так программы обучения - POI (Program of instruction), подготавливаемые компаниями MPRI и PAE, проходят процесс верификации в командовании AFRICOM согласно требованиям правил ведения операций по поддержке мира - PSO(Peace Support Operations). Помимо этого программы по инженерно-саперной подготовке данных операций согласовываются в противоминных центрах - МАК (Mine Action Centre), созданных по инициативе ООН в ряде африканских стран.



Саперы миротворческих сил Африканского союза - AMISOM - в Сомали

Отбор сотрудников ЧВК для программы ACOTA осуществляется руководством компаний исходя из требований командования AFRICOM и полученного опыта деятельности самих компаний.

Использование ЧВК дает возможность командованию AFRICOM действовать более оперативно, ибо сама отправка воинских подразделений для подготовки иностранных армий требует сложной процедуры в конгрессе США и в государственном департаменте США.

Впрочем, то, что происходит в Африке, вполне возможно будет со временем привычной картиной и для остального мира.

Как писал Клаузевиц, война - это продолжение ведения политики, а от политики, в свою очередь, зависит любая экономика, что, собственно, и дает простор для деятельности ЧВК. Вместе с тем любая политика зависит и от национального, расового и религиозного факторов. Экономики, которыми руководят англичане, немцы, русские, арабы, таджики, американцы и бразильцы работают на различных принципах. Большую роль играет и то, какая расовонациональная группа составляет основную массу рабочей силы, прежде всего квалифицированной.

Экономический подъем в Европе второй половины 20-го века был использован для заселения миллионов африканцев, созданный из которых менеджмент сведет Европу к африканскому уровню.

Это неизбежно приведет к фрагментации государственных органов по принятому в Африке и Азии сценарию. Проще говоря, западный мир примет характерные для Третьего мира пороки - трайбализм и коррупцию, ибо среда мигрантов, из которой недавно Ангела Меркель призывала набирать больше государственных служащих, своей психологией немногим отличается от среды своих "национальных" государств.

В таких условиях это неизбежно скажется на вооруженных силах западных государств, которые и так деградируют под политическим давлением леволиберальных кругов.

Вряд ли, конечно, владельцы современных транснациональных корпораций особо обеспокоены подобным развитием событий, ибо, видимо, они и задали такой ход этим событиям. Однако для более эффективной защиты интересов собственных компаний они, очевидно, будут все шире привлекать ЧВК, основанные на последнем ныне действующем стимуле - деньгах.

Это дает определенный оперативный простор для аналогичной деятельности и менее влиятельным силам в мире в соответствии с предположениями профессора Иерусалимского университета Мартина ван Кревельда, сделанными в его книге "Трансформация войны" о будущей "фрагментации" войны (9).

Подобная "фрагментация", согласно Мартину ван Кревельду, означала целый веер раличных действий - от террористических до партизанских и от политического экстремизма до экономического саботажа.

В таких условиях деятельность ЧВК становится важным фактором боевых действий.



Угандийские сотрудники ЧВК ”EODT” в Ираке

Устав американской армии FM 3-90.119, посвященный ведению операций по борьбе против СВУ, уже сейчас рассматривает ЧВК составной частью операций американской армии в целом ряде положений.

По сути, происходит закономерный процесс, когда военную стратегию определяют не политики, а владельцы транснациональных корпораций.

Для последних же все больший интерес ныне представляет Африка. А так как использовать там американскую армию в силу отсутствия четко определенного противника там, в общем-то, тяжело, современные ЧВК играют роль своего рода оперативного механизма по управлению местными африканскими вооруженными силами.

Список используемых источников

1. "Executive Outcomes-Against all Odds".Eeben Barlow.Galago Publishing.2010

2. "Conflict Diamonds are Forever".Сайт "The Center for Public Integrity"

3. "Современные проблемы миротворчества в Африке". Полковник В. Гаврилов, кандидат психологических наук,полковник С. Шатров. "Зарубежное военное обозрение"

4. "Privatizing Combat, the New World Order". 2002 .Сайт "The Center for Public Integrity" организации "The International Consortium of Investigative Journalists"

5. "Великая Африканская война". Иван Коновалов-"Чужие войны". Центр анализа стратегий и технологий. Москва. 2012 год. Под редакцией Руслана Пухова.

6. Srpsko-francuzski James Bond”. Nedim Hasić.“Slobodna Bosna”. 01.12.2011- Broj 786.

7. „Srbin otet u Maliju radio za francuzku obaveštajnu službu“. Vladimir Matvski. “Blic“.

8. "The Field Marshal". Сайт "The Center for Public Integrity" организации "The International Consortium of Investigative Journalists".

9. "Трансформация войны". Мартин ван Кревельд. Москва. 2005 г. "Альмина бизнес букс" - "Ирисэн" (The transformation of war "Martin von Creveld).

10. “Global Security “ http://www.globalsecurity.org

11. Статья "Private military company:a legitimate international entity within modern conflict" By major S.Goddard, Australia B.A., University of New South Wales, Fort Leavenworth, Kansas. 2001.

12. "LOGCAP 101:An Operational Planner’s Guide".Colonel Karen E. LeDoux. "Army Logistic University"http://www.almc.army.mil/

13. Сайт http://closeprotectionpsdjobs.blogspot.com/

14. "Кровавые" алмазы Зимбабве http://ruleaks.net/1378

15. "The Adventure Capitalist". Сайт "The Center for Public Integrity".

16. "The Influence Peddlers". Сайт "The Center for Public Integrity".

17. "Drugs, Diamonds and Deadly Cargoes". Сайт "The Center for Public Integrity".

18. "The Merchant of Death". Сайт "The Center for Public Integrity".
19. Сайт "MilitaryPhotos" www.militaryphotos.net

репост

Previous post Next post
Up