Так уж сложилось, что к началу царствования Петра I у России был только единственный выход к морю. А именно - Архангельск. Путь к Европе, был связан с переходом по Северным морям, что было опасно и безмерно удлиняло и удорожало торговлю.
Поэтому основной целью России был выход к морям - в Черное и в Балтийское. Для выхода на Балтику русским просто необходимо было разбить шведскую крепость Нотебург, в прошлом русскую крепость Орешек, которая стояла на острове посреди Невы в устье Ладоги, и, по сути, являлась ключом к Балтике. Но для захвата крепости необходим был флот, которого у Петра на этом театре боевых действий не было вообще. Зато флот был на Белом море. Поэтому переброска флота через водораздел двух океанов и был основной доминантой этой войны.
Так и была придумана "ОСУДАРЕВА ДОРОГА" - сухопутный путь для кораблей от Белого моря к Онежскому озеру.
Для поднятия судов из моря на берег у мыса Вардия была построена пристань.
Поднятые на сушу малые фрегаты заключили в клети, приспособления для закрепления киля в вертикальном положении. В них впрягли до 100 лошадей на фрегат, и небывалая операция началась.
16 августа 1702 года армейская группа Петра вступила на Осудареву дорогу и уже 26 августа находилась в Повенце и готовилась к походу через Онего в Свирь, на Ладогу. А 26 сентября появилась уже у стен Нотебурга. И к 11 октября успешно ее овладела.
Это была монументальная победа России предопределившая ее экономическое развитие на ближайшее время.
Вот так 260 труднейших километров через карельские болота и горы повлияли на весь геополитический расклад в регионе.
Мы стартуем по этой дороге 23 сентября. Весь в предвкушении.