Вдоль Онеги, небольшой отчет, часть вторая.

Jul 20, 2011 10:59

Продолжим наш небольшой рассказ об июньском путешествии на Русский Север.
В предыдущей части мы побывали на берегу Белого моря и посмотрели деревянные церкви села Ворзогоры.

Теперь нас ждет дорога вдоль реки Онега к Кенозеру.



Мне показалось, что в этих краях осталось довольно много жилых деревень.
Во всяком случае, Поонежье не производит впечатления вымершего края в отличии, скажем, от Костромской области.





Здесь в основном классические русские деревни с жмущимися к друг другу крепкими домиками.



Хотя есть и отдельно стоящие гордые хозяйства :)



Ну а дорога продолжает виться вдоль реки, открывая порой чудесные виды на противоположном берегу.
Турчасово. Турчас в переводе со старославянского означает «дозорная башня». Место и впрямь создано для устройства крепости по пути к морю.
Новгородцы жили здесь уже в XII веке.



Говорят, на Онеге каменных крепостей никогда не было.
И хотя оборонительные сооружения здесь были разрушены поляками и литовцами в 1613 году, образ крепостей надолго вошел в архитектурное мышление народных зодчих.
Девятиглавая Преображенская церковь в Турчасово, 1786 год.



Недалеко отсюда село Пияла.
Здесь стоит известная шатровая Вознесенская церковь. Ей уже 350 лет.
Образец стиля и формы.



Вообще, надо отметить, что всё это не входит ни в какие национальные парки и музеи.
Вот так, столетиями стоят они в деревнях на берегу великой северной реки.
И оттого нет здесь музейного налета. Все естественно, так как и было всегда.

Местные жители при поддержке энтузиастов пытаются заниматься реставрацией по мере возможностей.
Внутри колокольни все крепко и надежно.



Но на все рук не хватает. Некоторые церкви постепенно разрушаются.



Ну а мы поворачиваем в сторону Кенозера, едем вдоль одноименной реки Кена.



Здесь на реке сохранился классический для севера мост - ряжевый.
Дно твердое, поэтому сваи на забить, не закопать. Так что ставили рубленые ряжи, засыпали их камнями и уже на них возводили мосты.

Старики говорят, что через каждые полвека, а то и три десятка лет строили новый мост взамен старому.
Когда был построен изначально - неизвестно.



Вот и Кенозеро, центральное село, Вершинино.
И конечно, первое что открывается взору - это Никольская часовня.



Есть в Вершинино и каменная церковь, но смотрится она уже как обычное здание.



Многое реставрируется, выделяются деньги, за всем присматривают.



На машинах тут особо не поездишь, да и на лодке удастся рассмотреть гораздо больше.
Никольская часовня с воды.



В давние времена эти места были труднодоступные, далекие, северные. А потому контроль церкви был не слишком сильным.
Местные жители не брали благословения на строительство храмов, здесь все решалось на деревенском сходе, всем миром.
А потому часовен и церквей здесь немало.
Когда-то тут было больше ста деревень. Теперь в некоторых местах остались лишь часовни.



Зихново, часовня Иоанна Богослова.



Зихново вполне живая деревня, кстати.
Кто-то живет здесь всю жизнь, кто-то возвращается после выхода на пенсию.
Озеро, лес, тишина и спокойствие.





Снова домики, снова русские деревни.



Где-то можно наблюдать чудные балкончики.



А где-то характерные для этих мест заборы.



Вообще, Кенозерье - это большая тема для вдумчивой поездки.
Тут можно любоваться на стройные силуэты Почозерского погоста...



Находить в лесу древние сосны...



... и спрятавшиеся словно в сказке часовни.



И конечно же рассматривать уникальные северные «небеса» - вид храмовой росписи, не встречающийся больше нигде в мире.



Жаль времени на всё это было у нас не так много.
Но зато я решил для себя, что вернусь сюда как-нибудь осенью, когда здесь всё будет залито осенними красками.
Вернусь на пару недель, чтобы вдумчиво, с толком посмотреть эти удивительные места.



Некоторые фото в отчете от evspirit и geostereometria, спасибо им за компанию и отличную поездку.
Первую часть отчета можно посмотреть тут.
Трек поездки лежит в архиве здесь.

Остальные мои отчеты традиционно обитают здесь.

Удачи и берегите себя!

Архангельская обл., путешествия, off-road

Previous post Next post
Up