-Знаешь, Бил, почему нам никогда их не победить?
-Они не логичны?!
-Нет, логика у них есть, только нам никогда её не постичь, а без этого не победить.
-Я читал твой отчёт, Джони. Просто ты наверное очень устал; я не представляю даже как ты это выдержал,- пять лет в сибирском селе, в «Тьмутаракани», как они называют удалённые от цивилизации места обитания, изображать из себя фермера из Америки, которому всё это очень нравится. Нравится их быт с «удобствами во дворе», их самобытная культура с водкой по каждому поводу. Кстати, как ты обходился там без антиалкагольных таблеток?
-Без таблеток можно, а вот без водки я бы там не выдержал. Не поймёшь. Не отвлекайся, видишь стакан пустой - наливай.
-Ну ты, Джон, совсем я гляжу изменился, не только ведёшь себя как они, но наверное и думать научался так же?!
-Нет, Бил, не научиться этому никогда! Помнишь, на занятиях по лингвистике
этот русский-еврей Буркевич, на твой вопрос: «А почему птица не подоконнике сидит, если она стоит на лапках?», ответил: «Не ломайте голову, просто запоминайте!». Так вот, Бил, логика у них есть, но я не смог постичь.
Вот послушай. Ты же знаешь, насколько много места в устной речи у них занимает мат?!
-Ну да, мы же вмести у Буркевича учились. И потом, Джони, ты же знаешь, что этнографические исследования в нашей кухне всегда шли по высшему разряду. Твои отчёты, кстати, приводят сейчас этим молодым, после Гарвардов и Масачусетсов, как образцы филигранной работы и высочайшей квалификации.
Джон, описав вилкой в воздухе непонятный жест, произнёс:
-Фигня! Буркевич отстал от жизни; он слишком давно живёт здесь, в Америке, хотя родился конечно там.
Ну так вот. Попробуй понять хотя бы на простейших примерах. У них вместо «хорошо» и «плохо» используются производные от матерных названий женского и мужского половых органов. «Хорошо» от женского, и соответственно «плохо» от мужского. Ну это ещё как-то можно понять, но когда надо выразить безвыходность или вернее безысходность, одним словом - конец, почему-то используется производная от женского, но заметь, «концом» они называют мужской орган. А когда превосходная степень хорошего - то снова от мужского. Ты понимаешь логику, Бил? А любой десятилетний мальчишка в этой, как ты назвал, «Тьмутаракани», с лёгкостью и изяществом пользуется куда более сложными производными не только от этих двух органов.
Это не просто логика, Бил, это сложнейшая символическая система, берущая начало то ли от Чингисхана, то ли ещё раньше от славяно-тюрко-угорских язычников.
-Джон, ты конечно непререкаемый авторитет в этой теме, но, мне кажется «переламываешь палку».
Вот и я уже заговорил в твоём почти стиле.
- «Перегибаешь», Бил, они говорят «Перегибать палку».
И кажется я улавливаю что-то. Понимаешь, у них всё, а мат особенно, пронизано каким-то сакральным что ли смыслом; сплошной символизм.
Да ты наливай, наливай.
Глоссарий
хорошо - пиздато
плохо - хуёво
безвыходное положение, безысходность - пиздец в общем
превосходная степень хорошего - охуительно
Синонимов в мате конечно много, но каждый в зависимости от ситуации, от контекста несёт свои смысловые оттенки или модальности...