Полёты на бреющем

Nov 24, 2014 03:00



Так называли во время ВОВ полёты на очень малой высоте. В таких полётах была необходимость. Самолёты появлялись и исчезали из видимости так быстро, что ПВО (противовоздушная оборона) не успевала развернуть и навести свои орудия. Кроме того разглядеть летящие на фоне земли самолёты очень сложно.

Я вообще с трудом понимаю, как пилоты истребителей находили в воздухе самолёты противника. Как им удавалось разглядеть, заметить?


Когда мы будучи на земле слышим летящий самолёт или вертолёт, то быстро и без труда находим этот пепелац в воздухе. Аппарат на фоне неба обычно хорошо различим. Совсем другое дело, когда летишь и рядом самолёт летит чуть ниже; он на фоне земли и его легко потерять из виду. У меня нет опыта групповых полётов, я всего несколько раз летал в паре. Задача ведущего лететь по маршруту без резких эволюций, особенно в сторону ведомого, то есть не пересекать его курс. Задача ведомого держаться за ведущим на определённом расстоянии, не слишком сближаясь (это понятно), сбоку и ниже, не слишком удаляясь и не поднимаясь выше ведущего, чтобы не потерять визуальный контакт. Недавно в полёте парой я отстал от товарища примерно на километр. Я сделал полный вираж, это примерно полминуты, а он удалился за это время. Я не мог его разглядеть , хотя точно знал, где он находится, в каком направлении летит. Увидел его только когда снизился на полсотни метров и товарищ оказался над горизонтом. А разглядеть летящие не известно где и в каком направлении самолёты противника - это вообще я плохо себе представляю.

Ещё удивительно, как в те далёкие времена пилоты ориентировались в воздухе, особенно при полётах на малой высоте. Конечно маршрут просчитывается ещё на земле. Курсы, расстояния, характерные ориентиры, направление и скорость ветра, - всё имеет значение и ещё на земле берётся в расчёт. Навигационные приборы тогда помогали выдерживать правильные режимы полёта, курс, скорость, но не положение самолёта относительно местности (карты), как современные спутниковые навигационные приборы. Лететь на большой высоте, днём, при хорошей видимости, сличая местность с картой несложно. А каково на малой высоте? Как «не потеряться»? О том, чтобы ориентироваться сличая местность с картой можно забыть, - это не реально, если нет каких-то однозначных известных ориентиров, которые трудно спутать с другими. Например лететь вдоль железной дороги, если нет рядом других ЖД и не перепутать. Береговая линия может быть иногда хорошим ориентиром, отдельные водоёмы вроде озёр, водохранилищ особенной конфигурации, крупных рек. Характерные излучины некрупных рек с мостами и дорогами уже легко перепутать, особенно если летишь в этой местности впервые. И даже населённые пункты, особенно там, где их много, плохо «читаются».
«Вижу слева вдалеке какую-то башню. Ба, да это же Останкинская башня! ….», - это совсем не анекдот, это мне рассказывал знакомый и очень опытный пилот. Причём летел он не на бреющем, а на высоте метров триста на маленьком самолётике. И жи пи эсов тогда ещё не было.

А вот так выглядит земля при полёте на малой высоте через немного мутное стекло фонаря моего самолётика



А это посадочная полоса


Замёрзшие дренажные канавы, иней на траве. Лёгкий морозец.Зима уже наступила, но снега ещё нет.



Отражение зактного неба неожиданно добавило яркий блик этому довольно блёклому пейзажу.



Таких полуразрушенных церквей в округе много


Поле



Поле. Небо. Самолёт.



Полёты закончены, самолёт зашвартован и зачехлён.

эссе, полёты, аэродром, Пилот выходного дня, самолёт, небо, заметка, размышления

Previous post Next post
Up