Вчера с погодой повезло, солнце в это время года, когда красивая осень уже закончилась, а зиме ещё рано, большая редкость. Не смотря на субботу день был рабочим, но не для всех; я выходные назначаю себе сам.
День был солнечным и обещающим. Деревья за окном качались, ветер дул сильный, но по сообщениям метеорологов вполне приемлемый, северо-западный, а значит по полосе. А ночью выпал снег, но куда ни посмотри в окно, везде растаял, кроме крыш автомобилей.
Табун лошадей снятый мной в прошлом году в это же время года и снега лежало столько же
Я посмотрел по картам зоны ограничений полётов и исправив на шаблоне только дату и время вылета, подал план через сайт СППИ в Московский региональный центр. Пока я перекусывал и собирался, план был принят. Ура! Я еду на аэродром. У меня полтора часа чтобы добраться до аэродрома залив по пути бензина в канистру, потом подготовить самолёт, прогреть мотор и подтвердив план по интернету можно лететь. Район полётов в заявке я указал большим многоугольником с высотой до 800 метров. Можно было бы и больше высоты заявить, но есть особенности; точка взлёта в Московской зоне, где верхняя граница 900 метров, а район полётов в Тверской, где пространство «гольф» заканчивается выше полутора километров, но мне больше нравится летать пониже, разыскивая лосей и медведей. Правда медведей я ни разу не видел с самолёта.
Лётное поле было в снегу и снег явно не собирался таять, напротив, лужи около ангаров подморозило и лёд трещал под ногами. На аэродроме никого не было кроме лошади Маньки и собаки заросшей густой шерстью. Они гуляли вдоль дороги, лошадь жевала траву, а собака гуляла с ней за компанию. Поняв, что я не принёс ни яблочка ни косточки, животные сразу потеряли ко мне интерес.
Я залил бензина в бак в расчёте на три часа, а это 24 литра и выкатил самолёт из ангара. Запустил и прогрел мотор, потом открыл план полёта и в графе вместо «принят» засветилось «в полёте». Система простая, если я к концу указанного интервала времени не закрою план, то будет запущена поисково-спасительная машина. Теперь надо позвонить в ПВО, на всякий случай, а план они получают централизованно, сообщить кто я, где буду летать и что сообщу по окончании. Женщина-оператор уточнив район полётов, пожелала мне удачных полётов. Формально у нас нет РП (руководителя полётов) но перед вылетом надо обязательно кого-то из одноклубников уведомить куда я полетел и надолго ли. Всё. Теперь можно взлетать. Взлетаю, делаю круг над аэродромом, одновременно набирая высоту, и беру курс как раз против ветра.
2.jpg
Солнечно, редкие облака только добавляющие красоты в окружающее пространство и никого вокруг. Но тут оживает радио. Некий борт (еврокоптер) докладывает диспетчеру, что пересекает границу зоны около Белого городка на высоте 1400 футов. Это же где-то рядом должно быть, у меня высота почти такая же - 400 метров. В полутора-двух километрах от меня вертолёт обгоняет параллельным курсом и вскоре исчезает вдали, у него скорость раза в два больше моей.
3.jpg
У меня нет чёткого (поминутного) маршрутного плана, я лечу куда хочу, вернее курсом на север пока вдоль Медведицы. Настроение замечательное. Лечу и замечаю, что перемещаюсь в пространстве как-то медленно, а на указателе скорость 120 км/час. Достаю телефон, включаю навигатор, показывает 78-85км/час путевую скорость. Сорок км в час отъедает ветер. Но кто познал (прелесть) жизнь, тот же не спешит.
В каком-то детском рассказе старший брат обещал мелкому братишке принести гвоздь за услугу. И принёс большущий гвоздь. Младший вначале начал обижаться, типа хотел маленький красивый гвоздик. А старший ему объясняет, ты, говорит, маленький гвоздик возьмёшь, два раза молотком ударишь и всё, а большой гвоздь будешь забивать долго-долго. Вот и у меня в планах было два часа и даже с небольшим хвостиком минут в десять - пятнадцать, чтобы запас топлива оставался ещё на сорок минут минимум. Обувь на мне была тёплая но не зимняя, к концу полёта ноги слегка начали зябнуть, но в целом в моей неотапливаемой кабине зимой не холодно, но в следующий раз надену рыбацкие зимние сапоги. Они как унты тёплые, но ещё и не мокнут в мокром снегу.
5.jpg
Любуясь красотами (вот же повезло с солнцем, можно что-то снять) я пересёк Медведицу. Здесь начинался лосиный рай. В смысле был бы олений и лосиный рай, если бы не браконьеры и прочие охотники: это же надо такое: на каждой почти полянке в лесу охотничьи вышки. Да ну ладно, такова доля животинок. На одной опушке углядел группу лосей. Снизился, покружился пытаясь снять; слишком низко пролетаю слишком быстро, а выше лечу - лосики мелкие на снимках.
6.jpg
Покружился, даже снял небольшую видюху. Лоси стояли, никуда не убегали, только одна группа из трёх лосей решила не спеша удалиться под сень леса. Ещё пролетая над одним полем по свежим следам и раскопам дёрна я определил, что там рылись кабаны. Это обрадовало. Поясню. Две недели назад мы с женой гуляя по отдалённым лесным полянкам, около прикормки обнаружили следы кабана впервые за последние пять лет. Раньше кабанов в округе было много, но вторая волна африканской чумы свиней серьёзно покосила их поголовье лет шесть-восемь назад. Обрадовало, что живы хрюшки. Ниже снимки с той прогулки.
2.jpg
3.jpg
На дереве привязана фотоловушка. Мы помахали рукой, когда её увидели.
4.jpg
Мне хотелось долететь до легендарного озера Скорбеж. Озеро труднодоступное, окружено болотами, потому и легенды ходят про Китежград. Благодаря изолированности, там отдыхают перелётные птицы огромными стаями по несколько тысяч особей. В этот раз я спугнул большую стаю, но поснимать не получилось. Телефон то не фокусируется, то никак не видно на снимке птиц. А близко подлетать опасно, можно и винтом посшибать птичек и самому потом окунуться в озеро ибо винт не переживёт такого. Это были какие-то северные водоплавающие птицы и их было очень много. Наверное с какого-нибудь аппарата помедленней вроде паратрайка или дельталёта можно было бы птичек поснимать.
8.jpg
Обратный путь от озера, но я не спешил, был намного короче, я даже видел на навигаторе скорость 160-170. Навигатор мне в общем то и не нужен, в районе знакомы все излучины рек и пригодные для посадок поля.
10.jpg
Красота непередаваемая и зима-зима. Не верится даже, что начало ноября. Конечно через пару дней всё растает.
13.jpg
15.jpg
16.jpg
Ниже в центре кадра тот самый дуб, которому мы определили возраст больше двухсот лет. Это вблизи когда, у ствола стоишь, а сверху он не впечатляет, особенно рядом с елями.
12.jpg
1.jpg
В общем день удался, но не закончился ещё. Минут за пять до посадки умерла рация. У неё включился какой-то умный режим голосового управления и она «запела». Пришлось выключить. И это как раз, когда я подходил к кругу своей точки, где в это время кто-то летал. За всё время полёта я ещё только раз слышал голоса в эфире; кто-то докладывал Тверь-району, что работу над нефтепроводом закончил и находится на высоте ста метров. Это тридцатью-сорока километрами северней озера.
Я подошёл к кругу выше и пристроился в хвост заходящему на посадку самолёту. Приотстал на километр и сел после него. Летали два борта. Я рассказал парням про озеро Скорбеж, они тут же предложили слетать с ними. Бензин у меня ещё был, но рация... К тому же время шло к сумеркам, а на моём самолётике нет БАНО (бортовые аэро-навигационные огни) и нет посадочных фар. Датычо, говорят, у нас место в одном самолёте свободное. Конечно я не мог отказаться.
17.jpg
Я периодически брал управление, когда Константину надо было пофотать или что-то подстроить в навигаторе. Ручка у самолёта одна, я управлял левой рукой, но мне оказывается что правой что левой - без разницы. Второй самолёт летел ведомым. До озера мы летели сорок минут, а обратно двадцать, вот такой ветер. Мы не стали низко снижаться и птиц не спугнули. Отчётливо видели только группку из пяти-шести лебедей; они же белые на фоне тёмной воды. А вот второй самолёт снижался и спугнул стаю. Лосей мы тоже не разглядели в вечерних сумерках. Садились хоть и с посадочными фарами, но полосу сверху было хорошо видно и так, и даже, полагаю без фар, я бы нормально мог посадить свой самолёт. Но сознательно летать на моём самолёте так нельзя, ибо не оборудован посадочными фарами.
21.jpg
День удался!
20.jpg