Mar 28, 2018 02:31
Моя рефлексия над собственной педагогической деятельностью (а я провела свое первое в жизни занятие в октябре 2008 года) начала обретать мирное русло, а значит, можно иногда о ней пописывать.
Поскольку я и почитываю иногда разных мыслителей и авторов ЖЖ, рассуждающих о трудном детстве и проблемах в школе и дома, постольку и написать иногда хочется.
Мой педагогический опыт разнообразен, и я, пока юность и здоровье позволяли работать на нескольких работах, вполне осознанно и намеренно строила свою педагогическую деятельность так, чтобы этот опыт был максимально разнообразным и осмысленным. Именно в этом секрет, почему же Норыванна в некоторых учебных заведениях работала ровно один учебный год от начала и до конца, а не "сбегала не выдержав" посередине или что-то такое.
Начну я вот с чего: с темы выражения эмоций в учебной комнате (классе, аудитории).
Эта тема разнообразная и необычайно интересная.
Взрослые люди, которые меня знают лично и достаточно долго, более чем зримо представляют себе меня в гневе. У меня весьма широкий эмоциональный диапазон, и я вполне могу - если уж решила по какой-то причине прогневаться - и голос темпераментно повысить, и, наоборот, "задолбать" пусть и негромкими, но выразительными и обидными словами. Зависит от ситуации и от того, как ведет себя собеседник.
Мой профессиональный "козырь" изначально заключался в том, что я прекрасно умею все это контролировать.
Вот такой я нехороший и неудобный человек, но заинтересованный в работе с людьми педагог.
А это значит, что первое, что я сознательно исключила из общения с учащимися, были окрики и повышения голоса, которые так любят учителя.
Окрики - это у меня для тех взрослых, которые совсем стыд и чувство ответственности потеряли. А не для детей и не для студентов. У них чувство ответственности как раз формируется. И то, что где-то его нет, не значит, что на них следует гневаться. Это значит, что, имея дело с детьми или молодежью, им необходимо спокойно и негромко, но уверенно объяснить, чем безответственность отличается от ответственности.
Многие взрослые люди убеждены, что когда им на безответственность отвечают гневом - их воспитывают.
Дорогие взрослые, уверяю вас, гнев и воспитательная работа - это как белый медведь и пингвин. Чувствуете?
Ну и вот.
Учитель может быть обеспокоен, он может быть встревожен, он может нахмуриться, он может вербально дать понять, что некоторые действия способны его рассердить (сохраняя нейтральный тон). Но он не может разгневаться.
Гнев - это реакция равного на равного. Гнев обозначает "ты переступаешь мои границы".
В ситуации общения взрослого (наделенного ответственностью) с учащимся (не наделенным ответственностью) демонстрация гнева и агрессии означает признание "ты переступил мои границы и я буду общаться с тобой как с противником".
Из этого учащийся понимает две вещи: 1) он нашел слабое место; 2) с ним теперь строят диалог на равных.
Естественно, он, особенно в ситуации, когда у него занижена самооценка (что обычно бывает у всяких "трудных" учащихся) радостно займет предложенную ему таким образом позицию и будет поступать так и дальше, причем неосознанно. Раз его учитель сам ему сказал, мол, "ты на меня воздействуешь" и "мы с тобой на равных".
Вот почему я не выражаю гнева в отношении учащихся. Да и, прямо скажем, у меня и так взгляд тяжелый.
В будущих записях надо будет рассмотреть еще что-то про эмоции в педагогическом контексте, эта тема меня всегда занимала.
учителя и ученики,
так и живем