"Да разве людей казнят за то, что они смешны?"

Oct 04, 2015 21:11


- Карамазов, скажите, я очень теперь смешон?
- Да не думайте же про это, не думайте об этом совсем! - воскликнул
Алеша. - Да и что такое смешон? Мало ли сколько раз бывает или
кажется смешным человек? Притом же нынче почти все люди со
способностями ужасно боятся быть смешными и тем несчастны.

Правда ли, что сейчас люди гораздо меньше боятся выглядеть смешными, чем раньше?

Когда-то выглядеть смешным казалось ужасно. Мелхола была сурово наказана за то, что смеялась над нелепо "скачущим и пляшущим пред Господом" Давидом; вряд ли наказание было бы таким, если бы насмешка ничего не значила для самого Давида. Про рыцарские времена понятно. А недавно anna-bpguide рассказала прекрасную историю про ренессансные шуточки ( часть 1, часть 2); люди тогда стали ценить своё творческое "я" выше всего остального и считать великолепную и удачно реализованную шутку - искусством, которое выше гуманности; доведенная до отчаянья жертва шутки свихнулась и вынуждена была покинуть город. Кюхельбекер чуть не убил на дуэли лучшего друга за "кюхельбекерно и тошно", Арбенин с горечью жаловался "я страшен? нет, ты шутишь, я смешон", а Толстой "выступил с печатным протестом" против художника Бунина, изобразившего его и Репина без штанов. У Мариенгофа рассказывается, какие муки претерпевал герой, чтобы по просьбе любимой надеть - для дела, не зазря! - женские бледно-сиpеневые pейтузы с бантиками, и каким подвигом любви это для него было; а сейчас, мне кажется, надел бы, не задумываясь, - или нет? Чуть позже Ландау расхаживал по Невскому с привязанным к шляпе воздушным шариком - тоже совершал подвиг, по преодолению застенчивости. Да что начало века, еще в 60-ые у одной моей знакомой расстроился брак, любовь всей ее жизни: она пошла в лес с молодым человеком, там ему понадобилось в туалет, он отошел подальше и - слегка забрызгал штаны; это было так ужасно, что к девушке он уже не вернулся, и отношения были кончены. А теперь заклинание "Riddikulus!" действует, кажется, только на привидения.

Нет, я понимаю, что люди и сейчас готовы убивать за насмешку над святынями, может, даже больше, чем раньше. Но я не об этом, а о собственной неуязвимости. Люди выставляют на фейсбуке свои фотографии в задравшейся юбке, охотно расссказывают - можно даже подумать, что хвастаются, - как попали в дурацкое положение; а уж полным идиотом в ЖЖ легко выставляет себя каждый второй. "Хи-хи-хи да ха-ха-ха! не боится, знать, греха." Может, даже выставляют себя смешными намеренно, "ибо - запомните, молодой человек, - в этой завистливой стране казаться смешным - единственный безопасный способ прославиться." Случись история в лесу сейчас, оба героя наперегонки побежали бы рассказывать о ней в твиттере.

Это, кстати, необязательно плохо. Это значит, что люди воспринимают себя не слишком серьезно, без надутости и пафоса. Могут смеяться над собой - глядишь, и другим позволят. Ценят смех как искусство. Тут, как и в той ренессансной истории, есть "on one hand - on the other hand".

Так вот - правда ли это, или мне кажется? Действительно ли люди сейчас меньше, чем раньше, боятся выглядеть смешными? Я понимаю, что вопрос слишком общий, что "где как" и т.д., но вот мне как раз и интересно - кто, где и как?
Previous post Next post
Up