Архаичная улыбка

Sep 13, 2012 22:04


На картине Леонардо да Винчи Иоанн Креститель улыбается неестественно широкой натянутой улыбкой. Такая улыбка уже во времена Леонардо называлась архаичной. Подразумевалось не то, что она несовременная ("кто ж теперь так улыбается"), - имелся в виду определённый вид улыбки, встречавшийся у раннегреческих (5-6 вв. до н.э.) скульптур-куросов и связанный с принятым тогда способом обработки камня - отсеканием плоскостей по нарисованной проекции. Хорошо сделать дугу было трудно, поэтому улыбка получалась "плоской" и искусственной, как будто человек силится улыбнуться, но у него не очень выходит. Для греков это выражение лица означало улыбку и символизировало вызывающее её благополучие. [Леонардо, вероятно, не мог видеть самих куросов, так что эта улыбка, скорее всего, встречалась ему у более поздних римских копий, или на этрусских скульптурах, которые стали известны во Флоренции уже в 15-ом веке.]
На картине Леонардо натянутая "архаичная улыбка" сопровождается пристальным взглядом, направленным прямо на смотрящего.
(Из книжки Ребекки Такер и Пола Креншо "Discovering Leonardo")

У греков 6 в. до н.э. "архаичная" улыбка получалась из-за технических причин; впрочем, даже при этом их скульптуры выглядели живыми и естественными (под катом много замечательных примеров). Но зачем Леонардо, известному специалисту по улыбкам, понадобилась застывшая улыбка и взгляд системы "ты записался добровольцем?" Ведь не не хотел же он показать, как Иоанн, пронзая нас взглядом, восклицает: "Порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева?" Всё равно благодаря наклону головы и мягкому свету Иоанн не выглядит ни гневным агитатором, ни застывшим манекеном.

Зато многие современные политики, которые улыбаются на фотографиях именно такой "архаичной улыбкой", и так же глазеют на зрителя, выглядят. Вот только жеста им не хватает.


 
 
(клик на каждого - преобразятся!)


Греческие куросы с архаичной улыбкой:







Этрусские скульптуры:




(на средней есть знак, из которого следует, что это агитационная пропагандистская скульптура, высмеивающая римский обычай не позволять женщинам есть с мужчинами за одним столом)

картинки, иллюзии

Previous post Next post
Up