Две картины.
Первая - фривольная картина второй половины 18-го века, изображающая девушку на качелях. Девушка высоко раскачивается; сидя на траве, снизу за ней наблюдает юноша, причем художнику было поставлено условие, чтобы юноше непременно были видны голые ножки. На взлете у девушки слетает туфелька (оказывается, на французских картинах того времени потеря туфельки символизировала потерю невинности, так что, если бы Шарль Перро не позаимствовал, а сам сочинил "Золушку", можно было бы много чего нафантазировать). Юноша протягивает к девушке руку со шляпой - а шляпа тоже, оказывается, символ, т.к. ей в критических случаях прикрывали не только голову. Вся картина выражает нарастающую страсть, предвкушение любви.
Вторая картина - религиозная. Если на ней и идёт речь о любви, то любовь эта непростая, часто неразделенная, да и вообще в терминах любви о ней говорить не очень принято. Впрочем, на этой картине тоже всё - в будущем.
И вот в одной серьёзной книжке эти две совершенно разные картины предлагается сравнить - из-за жеста. Вы уже, конечно, догадались,
что это -
и
Fragonard, "The Swing" Michelangelo, "Creation of Adam"
Безвольный, вялый жест Адама (жест капризной женщины) объясняют тем, что Бог ещё не вдохнул в него душу - только собирается. И хотя известный мидраш говорит, что "Песнь песней" - аллегория любви человека к Богу, и хотя Рамбам
считал, что человек должен любить Бога "неистовой всепоглощающей любовью, как мужчина женщину", - всё же сравнение с "предчувствием любви" во фрагонаровском смысле неожиданно, не так ли?
А сравнить их предлагают
вот здесь. Я бы добавила ещё одну:
Botticelli, "Annunciation"