May 03, 2013 13:18
Наступая на горло собственной песне, ради справедливости и честности вынуждена признаться, что вторая половина книги написана гораздо хуже и, в общем, литературными достоинствами не обладает. Увы. Основная причина, мне думается, в том, что в первой половине изложение не было линейным -- начав с момента объявления о фетве и излагая дальнейший ход событий, автор постоянно вклинивает экскурсы в предыстории и бэкграунды, оказываясь тем самым в своей стихии блестящего романиста, а повествованию это придаёт необходимую глубину. Плюс стремительное развитие событий, как внешних, так и внутренних, саспенс в самом накале, ужас происходящего, вживание в невозможную ситуацию -- в общем, писателю есть где развернуться. Ко второй же половине поводы для отступлений заканчиваются и изложение таки вырождается в слегка беллетризованный дневник, а это жанр гиблый; к тому же страсти к этому моменту уже поутихают и ситуация в целом переходит в рутину -- безусловно, по-прежнему невероятно тяжёлую и опасную для Рушди в реальности, но в книге это многие десятки страниц, на которых не сказано по существу ничего нового. Я безгранично ему сочувствую, но как литература -- увы... Короче, вот так, что не отменяет ни моего отношения к Рушди, ни огромного интереса от прочтения книги и сильнейшего впечатления от её первой половины, ни желания написать ещё один "политический" пост по её мотивам.
книжки,
[.] Рушди