В Москву приезжали те самые, из Йоркшира, - «ДЕВОЧКИ ИЗ КАЛЕНДАРЯ»: АНДЖЕЛА БЕЙКЕР, ТРИША СТЮАРТ, ЛИНДА ЛОГАН. КРИС КЛЭНСИ И РОЗ ФОСЕТ.
Их трогательная история легла в основу фильма Тима Ферта с Хелен Миррен, а затем его же пьесы, многократно поставленной в Соединенном Королевстве, по всему миру, а теперь и в Москве. Они очень серьезно относятся к лейкемии и несерьезно к себе. Может быть, поэтому у них все получается. Движущей силой этого сюжета были и есть два сильных чувства - любовь и юмор. Бесконечно много любви и юмора. Оказывается, так бывает не только в кино. И оказывается «на одних эмоциях» можно достичь вполне ощутимых результатов. Не тех. что исчисляются количеством кликов, упоминаний в сети, приглашениями на вечеринки, обложками модных журналов… А тех, что в деньгах для Фонда и количестве побед, одержанных над болезнью.
МОСКОВСКАЯ ГАСТРОЛЬ
В Москву приехали только пятеро «девочек»: «Мисс январь» старается не путешествовать на дальние расстояния из-за возраста, всё-таки 79 лет. Об остальных участницах англичанки осторожно говорят, что те немного спутали акценты и успех календаря сочли своим личным успехом. А это недопустимо. Оставшиеся в игре ни на секунду не забывают о цели, ради которой обнажались первый раз и ради которой теперь ездят по миру, встречаются со звездами, ходят с визитами в Букингемский дворец и снова и снова рассказывают свою историю.
Появление прототипов героинь пьесы па сцене Театра имени Моссовета вызвало овацию. Зал стоя выражал свое восхищение их отвагой, верностью друг другу и цели, которую они поставили перед собой 15 лет назад. Не дождавшись, пока шквал аплодисментов утихнет. Анджела подняла руку и начала говорить. Поблагодарила создателей спектакля, отдельно актеров, и всех, кто оказал гостеприимство в Москве. Зрители снова захлопали, а она снова подняла руку. Ее тихий от природы голос задрожал, но зазвучал с новой силой: «Сбор от сегодняшнего спектакля будет направлен в благотворительный фонд «Жизнь». И всем сразу стало ясно, что да, очень хорошо, что мы тут собрались, но английские леди - не showgirls. И приехали не срывать овации, а напомнить, зачем нужен календарь. А на следующее утро все пятеро в оговоренное время минута в минуту спустились в холл отеля, одетые в свою униформу - черные брюки и черные водолазки, к которым приколоты маленькие цветки подсолнуха. У всех красивые стрижки, благородная седина и совершенно восхитительный, нездешний, точно как у мисс Марпл в английских сериалах, фарфоровый цвет лица. И еще более нездешняя готовность в любую секунду улыбнуться, прислушаться и ответить на вопрос. Хотя этот вопрос им задают в тысячный раз, «Какой вы месяц?» - Я та, которая с тортом», «Было страшно раздеваться перед фотокамерой? - Конечно!» Попытка договориться об интервью тет-а-тет с двумя, казалось, главными героинями потерпела неудачу. Они все делают вместе и интервью дают только вместе! И они все главные. Мне было уже 64, но единственное, из-за чего я переживала: что скажет отец? И он отнесся с пониманием - как и многие другие!
НЮ-ЙОРКШИР
Крис: О! если б мы знали, во что это выльется, нам было бы намного страшнее! Но максимум, на что мы рассчитывали, - это продать несколько сотен экземпляров. Ну, возможно, увидеть потом свое изображение на стене в мясной лавке… Все начиналось как лихая шутка, но шутка ради благородной цели. Ее мы достигли, а остальное пошло само собой.
Анджела: Смерть Джона, моего мужа, - это боль, которая никогда не пройдет. Но период, когда мы узнали о его болезни, когда он лежал в больнице, был самым тяжелым в моей жизни. А Триша всегда умела поддержать меня, рассмешить его. И мы все вместе обсуждали возможность выпустить аналог ежегодного календаря Женского института, но с обнаженными моделями. В традиционном исполнении он состоит из фото женщин, занимающихся домашним хозяйством. Пристойно, респектабельно. Джон не верил, что мы разденемся, но идея Триши развлекала и смешила. А воплощать мы ее стали уже после его смерти. И я всегда точно знаю, что Джон понял и поддержал бы меня. И был бы рад тому, сколько средств на изучение рака удалось собрать. А сейчас смотрел бы и смеялся: они и до Москвы добрались! И веселился бы вместе с нами.
Триша: IYV - Женский институт - с самого начала всецело нас поддержал. Правда, мы написали, что наш календарь «альтернативный». Но никаких преград нам не ставили. Изначально планировалось напечатать календарь тиражом 1000 экземпляров, но в типографии сказали, что коммерчески это невыгодно, и уговорили напечатать 3000. Типографские расходы были покрыты за счет пожертвований местных жителей и бизнесменов (основную поддержку оказала пивоварня, которая владеет единственным деревенским пабом).
Линда: Задачу немного облегчало то обстоятельство, что мой муж - фотограф. А моделей, конечно, пришлось уговаривать. Но все так хотели помочь Анджеле справиться с горем и сделать что-то в память о Джоне, что думали недолго.
Крис: Триша сначала дала мне стакан вина, так что идея с календарем сразу показалась мне классной. Единственное, из-за чего я переживала: что скажет отец? Мне было уже 64! Но отец отнесся с пониманием. Как и многие другие. Вот только когда началась вся эта шумиха, нам было очень странно ощущать на себе столько внимания. Не все прошли испытание славой, но в целом мы справились.
Роз: Я сопротивлялась съемке дольше всех. Мне было страшно! Мы же уже тогда все выглядели как бабушки! Но Терри (фотограф Терри Логан, муж Линды - Forbes Woman) сделал нас намного красивее, чем в жизни...
Триша: Джон умер в июле 1998-го. а фотографировались мы в сентябре. Календарь вышел в апреле 1999 года. На 12 апреля была намечена пресс-конференция, посвященная выходу календаря. Мы пригласили свои семьи, друзей и пару спонсоров. На руках у нас было всего 100 календарей. Но паб был полон, парковка забита автобусами со спутниковыми тарелками, ходили люди с камерами. Мы попали в шести часовые новости на ВВС, на Sky, в Новости 24, ну а потом стали основной темой вечерних новостей в Австралии. И пошло-поехало… И было это и хорошо, и плохо, потому, что Анджела скорбела по Джону. И поездки и интервью ее отвлекали, но и не давали успокоиться и побыть с собой.
Роз: Мой сын был как раз в Австралии и вообще ничего не знал о календаре. Он увидел репортаж уже по телевидению, тут же позвонил и сказал: надеюсь, то, что ты вяжешь в кадре, - это свитер для меня? (На фото в календаре Роз сидит в кресле с вязанием. - Forbes Woman)
Анджела: Потом стали приходить письма, много писем, от тех, кто оказался в той же ситуации, что и я. Я отвечала всем. И письмо, процитированное в фильме, о том, что женщина после смерти мужа впервые улыбнулась, взглянув на каш календарь, - оно настоящее.
Линда: Сын Анджелы и моя дочь поженились. И внучки родились уже «после календаря». Он у них перед глазами всю их жизнь. И для них совершенно нормально, что бабушки иногда фотографируются раздетыми. И действительно, что тут такого? Принц Чарльз сказал, что я его любимая героиня. А его Камилла после встречи с нами вступила в IW - в наш Женский институт.
Триша: Московский спектакль нам очень понравился. Хорошо, нам переводчики нигде не нужны - сюжет-то знаем... Ваши актрисы настолько красивее нас самих! И играют замечательно! В Англии пьесу часто ставят любительские театры и, изображая нас, напирают на йоркширский акцент… Но мы никогда еда ним со не критикуем!
Анджела: Самое главное, что детскую лейкемию в Англии сейчас лечат в несколько раз успешнее, чем еще несколько лет назад. Мы сделали много необычных вещей и никогда не забывали, зачем мы их делаем. Мы счастливы, что удалось больше, чем задумывалось в самом начале. Ведь вся эта история в каком-то смысле освободила женщин нашего возраста. Придала уверенности, что нас рано списывать со счетов!
Главные факты
• В 1998 году 11 женщин в возрасте от 47 до 70 лет из города Райлстон, графства Йоркшир, первыми в мире (из непрофессиональных моделей) сфотографировались обнаженными для альтернативного календаря Женского общества. Цель - собрать средства для больницы, где лечился Джон Ричард Бейкер, муж одной из них.
• С момента выпуска календаря собрано более 2 млн. евро для фонда исследования LEUKAEMIA Reserech. На деньги от продажи календаря построен корпус им. Джона Бейкера в онкологической больнице в Лидсе.
• Всего продано 88 000 «йоркширских календарей», что вдвое больше «календарей Пирелли».
• Осенью 2003 года был выпущен фильм «Девочки из календаря», который при бюджете $10 млн. собрал в мировом прокате больше $96. А в Апреле 2009 года на сцене знаменитого лондонского театра Ноэля Коуарда состоялась премьера спектакля «Девочки из календаря» по пьесе Тима Ферта. Московская премьера прошла 18 февраля 2013 года на сцене Театра имени Моссовета.
• Актрисы, занятые в спектакле «Независимого театрального проекта», также снялись в ню-календаре. Средства, вырученные от премьерного спектакля, а также от продажи «русского календаря», направлены в благотворительный фонд «Жизнь».
Ремарки «смеется» и «общий смех» не встречаются в тексте только потому, что пришлось бы использовать их примерно после каждого второго предложения. Несмотря на усталость, «девочки» говорили о себе, о российских женщинах («очень красивые, с большим чувством юмора и все в шубах!»), о спектакле («потрясающий»), о Москве («Такие огромные дома! Мы и представить себе не могли такое!») с неизменной доброжелательностью и улыбкой. Не наигранной, а самой настоящей. И было легко представить, как завтра они вернуться в свой городок, окунуться в обычную жизнь, пойдут на заседание Женского института. Что они сделали для нас? Возможно, помогли преодолеть страх. Ведь мы не так боимся умереть сами, как оказаться беспомощным перед горем, перед болезнью близких и неизбежностью их ухода. А «девочки из календаря» продемонстрировали, как от беспомощности можно перейти к делу, к эффективной помощи другим. С юмором и любовью.
Ближайший показ спектакля "
Девочки из календаря" в Москве назначен на 25 июля на сцене Театра Киноактера.
До встречи в театре!