Вот мы приближаемся к одному из самых интереснейших храмов Ангкора, который очень отличается от всех остальных храмов комплекса. Бантей Срей - Цитадель женщины. Первое, что бросается в глаза - розовый цвет храма (позже на плато Кулен, я видела глыбы такого розового камня). Не нужно быть великим специалистом, чтобы не увидеть всю красоту и грандиозность храма. Вот здесь, пожалуй, лучше один раз увидеть.
В восточной гопуре внешнего ограждения есть стела, на которой надпись приводит сведения о положении солнца, луны и планет по состоянию на май 967 года, когда жрецы выбрали место строительства.
Все постройки внутреннего двора подверглись анастилозу и были восстановлены в своём первоначальном виде.
Чтобы проще ориентироваться - план храма
Восточная дверь гопуры с песчаниковыми восьмигранными колоннами, превосходным узором пилястр, тимпаном, изображающим Индру на трёхголовом слоне, демонстрирует невероятно высокий уровень мастерства скульпторов буквально с порога.
Чем больше нам говорят - Не трогать! - тем больше руки тянутся потрогать.
Мощёная розовым латеритом аллея процессий обрамлена декоративными столбиками из песчаника. Две параллельные внешние линии квадратных столбов являются ничем иным, как руинами галерей с глухой задней стеной.
Небольшие фигуры ванаров, охраняющих входы в святилища, полностью восстановлены
Три главных прасата стоят на общем цоколе высотой около метра, имеющего в плане вид буквы «Т». Внутренние стены всех построек полностью лишены декора, а наружные сплошь покрыты рельефами и скульптурными изображениями. Восхитительные статуи; деватов; украшают ниши угловых пилястр северной и южной башен, а атлетического вида юные стражи, дварапалы, охраняют центральную башню.
Дварапалы изображены со слегка расставленными ногами, держа копьём в одной руке и лотосовый бутон в другой. Их волосы собраны на затылке в высокие цилиндрические шиньоны. Деваты стоят в аналогичных позах, с обнажёнными торсами и играют цветами. Их волосы заплетены в мелкие косы и богато украшены. Над ними, отделённые от головы Кали лотосами, апсары задают ударами цимбал ритм танца.
По обе стороны находятся здания библиотек, традиционно открытые на запад. Фронтоны южной библиотеки посвящены Шиве. С восточной стороны Равана, многоголовый царь ракшасов, пытается поколебать гору Кайлас, представленную в виде многоуровневой пирамиды. На вершине восседает Шива со своей женой Парвати, в восхитительно грациозной позе сидящей на его колене. Различные уровни горы Кайлас населены аскетами и фигурами людей с головами монстров. На самом нижнем уровне животные разбегаются в ужасе от творимого Раваной сотрясения. На западной стороне бог любви Кама готовится пустить в сердце Шивы стрелу из цветка лотоса, стараясь вызвать чувства к Парвати, которая протягивает Шиве чётки, пытаясь прервать его медитацию.
На восточном фронтон северной библиотеки изображён благотворный дождь Индры, пролившийся на стилизованный лес, который населён различными животными. Через лес проходят маленький Кришна и его брат Баларама. Индра на трёхголовом слоне парит за облаками, которые предстают в виде многочисленных волнистых линий. Дождь передают параллельные линии, идущие сверху вниз. На осях находятся наги, считающиеся символом воды. На западном фронтоне представлена сцена, вдохновлённая «Бхагавата-пураной» и «Харивамшой». Кришна убивает царя Камсу в его дворце, который выглядит в соответствии с особенностями современного храму Бантеай Срей деревянного зодчества.
Очень интересны обрамляющие вход круглые колонны, столь редкие для кхмерской архитектуры. Четыре их пояса щедро украшены тончайшей резьбой.
Священый бык
Отдельные элементы храма. На земле воссоздан фронтон восточного входа. В обрамлении потрясающего глубокого рельефа в виде растительного орнамента изображена сцена похищения Ситы, жены Рамы, исполинским демоном Вирадхой.
Всё свободное внутреннее пространство между вторым и третьим поясами ограждений занято рвом, берега которого окаймляют по всему периметру ведущие к воде ступени. Даже в конце сухого периода водная гладь покрыта множеством цветущих лотосов.