Мне предстояло прикоснуться к истории Кхмерской империи. Показать и рассказать хочется о многом. Я в растерянности - то ли просто показать фотографии, не забираясь в дебри истории, то ли... А если с истоией - то это очень надолго, потому что интересно ВСЁ! Попробую соблюсти баланс!
История провинции Сиемреап непосредственно связана с Кхмерской империей. В 802 году правитель Джаяварман II на плато Кулен провозгласил себя девараджей, королем-богом. Эта дата считается датой основания Кхмерской империи.
На территории провинции находились несколько древних столиц империи - Махендрапура (на плато Кулен), Харихаралайя (ныне городок Ролуох) и Священный город Ангкор, развалины которого находятся в нескольких километрах к северу от современного города Сиемреап. Мне посчастливилось увидеть Ангкор и немного развалины Махендрапура.
Чтобы составить общую картинку - предлагаю вашему вниманию план археологического парка Ангкор, который занесён в список ЮНЕСКО в 1992 году. Цифрами я отметила те храмы, которые посетила в первый день. Исторической логики посещения храмов - нет, здесь играла роль географическое расположение. Поэтому, просто кусочки из истории, без которой - нет смысла. Приобрела замечательный путеводитель по Ангкору Микаэля Фриманна (на английском), буду ссылаться и на него.
Подъехав к туристическому центру парка Ангкор мы приобрели билеты. Остановлюсь, потому что билеты - «именные», вернее - с фотографией. Я такие первый раз покупала.
Билеты можно купить на один день посещения или 2-3 дня. Сколько храмов удасться оббежать за один день - тут уже зависит от возможностей туриста, но до 18 часов - парк в вашем распоряжении. Билет проверяют при входе в каждый храм. Можно между храмами перемещаться пешком, можно нанять тук-тукера, мы первый день пользовались автомобилем, так как он здорово экономил время на переезды между храмами. А знакомство мы начали с «дальнего круга».
До нашего времени Ангкор дошёл не совсем как город, а скорее как город-храм. Во времена Кхмерской империи жилые и общественные здания строились из дерева, которое быстро разрушается под воздействием жаркого и влажного тропического климата. При возведении храмов чаще всего использовался камень-песчаник. Крепостные стены были выложены из туфа. Этим и объясняется относительно хорошая сохранность храмовых и фортификационных сооружений при полном отсутствии жилой застройки. Однако в период расцвета империи в одном только Ангкор-Тхоме жило более миллиона человек, что больше любого европейского города того времени.
Восстановление Ангкора ведут специалисты из разных стран. У Камбоджи, на восстановление, своих средств нет. Но деньги за билеты идут в казну страны.
Первая остановка - Пре Кан - по-кхмерски «священный меч» - огромный храм, построенный в честь победы над тямами королём Джайяварманом VII в конце XII века.По дороге к храму
Возле каждого Храма можно увидеть вот таких музыкантов - инвалидов. Инвалидов в Камбоджи много. Самое печальное, что взрывы звучат и по сей день. Противопехотные мины в районе Сием Рипа - страшная находка, но их ещё тысячи ждут своего часа.
Сделаю маленькое отступление на знакомство с королём Джайяварманом VII, так как это не единственная постройка связанная с его именем. Джаяварман VII - король Кхмерской империи 1181 по 1220 г.
После смерти своей первой супруги - Джаяраджадеви - женился на ее сестре Индрадеви. Считается, что обе женщины были источником вдохновения Джаявармана VII, в частности, в его необычайно сильном пристрастии к буддизму. В его правление Кхмерская империя переживала эпоху своего наибольшего могущества - она занимала самую обширную территорию: равнину Корат, долины рек Менам и Меконг, часть южной Малайзии, северный Лаос и Тьямпу. Данью были обложены Ява, бирманское государство Харипунджайя.
Джаяварман VII был первым буддистом на троне, сменил культ Шива-девараджи на культ Будда-раджи. Это очень важно, ведь буддизм отменял кастовую систему.
Скульптура 12 века
И чтобы немного понять общий план - план Храма Пре Кан
Вот здесь я хочу сказать пару слов о том, как восстанавливались храмы Ангкора. Чтобы отбить их у джунглей, приходилось разбирать остатки храма, пронумеровывать камни, чтобы потом их заново сложить. А груды камней (разрушенных сооружений) разбирали и подбирали по рисункам и размерам, чтобы сложить из них храм. Вот здесь мы и видим подготовленные к реставрации камни. При этом, стоит не забывать, что в своё время храмы строились без растворов.
Здесь мы и видим груды камней и частично восстановленную стену.
По другой версии храм был посвящен памяти отца короля. Ещё в конце девяностых годов XX века, он представлял собой покрытые джунглями развалины с росшими на них исполинскими деревьями. Растительность уже почти полностью удалена. Большие спунги (огромные деревья) мы ещё увидим, здесь - первое знакомство с этим всепоглащающим монстром джунглей.
А теперь о том, что вызывает восхищение в этих развалинах, где требуется большое воображение, чтобы представить как блистал этот храм в 12-13 веках - резьба. Золото, серебро, драгоценные камни - всё это в прошлом. Зато на виду то, что создано умением человеческих рук. Это не камень, это лапирит. Мокрый песчаник очень поддатливый материал, но чтобы создать трёхмерную резьбу - нужно быть мастером. После падения Ангкора - подобного не создавалось. Имеется ввиду не отдельно созданные предметы, а вот такие целостные ансамбли сооружений.
Резьба по колонне. В некоторых местах мы видим уже современную резьбу, чтобы показать целостность рисунка, но она практически сразу видна.
Многие танцы кхмеров носят обрядовый характер. Самым популярным до сих пор считается королевский балет, который обычно преподавался при королевском дворе, и не исчез после свержения королевской власти. Традиции этого балета берут начало в культуре Индии, Таиланда и Явы.
Развитие танцевальной культуры кхмеров подтверждается барельефами Ангкорских храмов. На них изображены музыканты и небесные танцовщицы - апсары. В каждом храме с самых ранних периодов мы можем увидеть их рельефы. Они немного различаются в разных стилях.
Резьба на фронтоне Гопуры
Пока возводилась цитадель, храм, а вернее его назвать монастырский комплекс, был временной резиденцией Джаяварманы VII. Его обширная территория (700м х 800м) окружена стеной и крепостным рвом, однако основные строения занимают только небольшую ее часть - платформу размером 175м х 200м. На территории храма в свое время проживало более 100 тысяч человек. Это был центр культуры, Буддисткий университет, в котором преподавали около 1000 учителей.
Из всех строений Ангкора у Пре Кана, пожалуй, самая запутанная структура. Его центральная часть - буддийская, но северный и западный секторы посвящены индуистским богам Шиве и Вишну, а южный - отцу короля. В центральном прасате установлена буддийская ступа, в то время как в других храмах Ангкора ступы не встречаются.
Статуя Будды без головы - если вспомнить Аютхайю - чтобы не возродился.
Линга - единственная целая
Ступа
Изображение многоголовой каменной наги имело большое распространение в искусстве Камбоджи; наги царят на фронтонах, наддвериях, на гигантских парапетах; они изваяны на земле, на террасах; повсюду - их капюшоны, туловища, часто колоссальные, достигающие сотни метров. Величина наг и их приподнятых голов, имеющих форму веера, соответствует размерам храмов, с которыми они сливаются в одно гармоничное целое.
Вот те дырочки в камнях, как и в Колизее, места, где крепились драгоценные пластины, а треугольные ниши - места, куда вставлялись зеркала, которыми регулировался солнечный свет.
А это дерево называется - СРОЛАЮ- или дерево любви - вот такие сросшиеся стволы.
Очень интересное сооружение, которое больше напоминает греческий храм с круглыми колоннами - таких я больше не видела. Это двухэтажное здание датируется второй половиной 13 века, т.е. позже момента постройки основного храма.
Есть ещё одно сооружение, вызывающее восхищение - Барай - искусственное водохранилище в Ангкоре. Восточный Барай на сегодняшний день полностью пересох. Зато Западный Барай имеет размеры - 8000 м. на 2100 м. и глубиной 5 м. Он вмещал в себя до 80 миллионов кубометров воды. Барай был построен приблизительно в 900 г. во время правления Яшовармана I и назывался Яшодхарататака. Считается, что эти резервуары не только служили для сельскохозяйственных нужд, накапливая воду в сезон дождей, а потом, расходуя её в сухой, но и играли символическую роль мирового океана, окружающего гору Меру, обитель богов.