Ангелы Врубеля.
Использованы материалы из статьи Ирины Марголиной
Я возвращаюсь в Киев 2011 года. Дождь льёт как из ведра. Пока поднялась наверх к Кирилловской церкви - сухого места не осталось. Возле церкви нет никого. Тихонько открываю масивную дверь. Смотрительница музея - церковь относится к национальному заповеднику "Софии Киевской" - удивлена посетительницей. В такую погоду... Но у меня, возможно, не будет второго шанса попасть сюда.
Главной жемчужиной врубелевского живописного ожерелья был и навсегда останется - Демон. Замысел этого образа родился в Киеве. Для Врубеля Демон - не падший ангел, и вовсе не злой, а печальный дух.
Галерея ангелов, рождённая и созданная в Киеве, стала своеобразным венцом всех киевских творений мастера, ярчайшими из которых считаются монументальные росписи и иконы одного из самых таинственных и великолепных древних храмов - Кирилловского собора.
В XII веке стены Кирилловского храма были расписаны в технике фрески, в соответствии с тогдашними христианскими иконографическими канонами. В XVII веке фресковая живопись была частично поновлена темперными красками. В XVII веке стены собора не расписали, а лишь оштукатурили и побелили. Летом 1881 года под многовековым слоем штукатурки и живописи была обнаружена древняя фресковая живопись. В ходе восстановительных и реставрационных работ было открыто более 800 кв.м уникальных фресок XII в. В местах, где фреска не сохранилась, экспонируются масляные росписи XIX века, выполненные преподавателями и учениками киевской рисовальной школы Н.И. Мурашко. Среди этих произведений ярким живописным аккордом выделяются монументальные композиции и иконы в иконостасе М.А.Врубеля.
На тот момент, студент Петербургской Академии художеств, Михаил Врубель был приглашён профессором-искусствоведом Праховым для исполнения икон в иконостасе. Молодой художник выполнил в храме ещё несколько настенных композиций.
Первая монументальная работа художника в Кирилловской церкви - изображение архангела Гавриила на западном пилоне северного столба триумфальной арки из сцены Благовещения.
Всего за три месяца и без детальных эскизов была написана ставшая легендарной огромная композиция «Сошествие Святого Духа на апостолов». Мастер своим внутренним взором видел всю огромную картину целиком, до самых мельчайших подробностей, ещё до того, как приступил к воплощению замысла.
Некоторые персонажи явно напоминают современников Врубеля. Богородица похожа на молодую фельдшерицу Марию Фёдоровну Ершову. Археолог Гошкевич (апостол Марк), священник Орловский (апостол Матфей), профессор Прахов (апостол Иаков, протоирей Софийского собора П.Лебединцев (апостол Иоанн). Молодой апостол, изображённый третьим по левую сторону от Марии, имеет несомненное сходство с самим Врубелем (апостол Лука)
Старец с красивой седой бородой, в короне, украшенной драгоценными камнями, с воздетыми к небу руками словно поддерживает эту грандиозную монументальную композицию. Царь-Космос. Символический образ в византийской иконографии персонифицирует тёмную, непросвещённую часть человечества, к которой апостолы на разных языках понесут светлое христианское вероучение.
Пророк Моисей. Огромные глаза, трагический абрис губ на смуглом лице молодого пророка. Исследователь биографии и творчества Врубеля В.М. Зуммер отмечал: «.. если можно сравнивать Моисея и Демона, то нужно указывать, что своего демона Врубель впервые увидел во вдохновенном пророческом лице юноши Моисея с нередицкой фрески».
Ангелы с лабарумами. Эти ангелы удивительно напоминают фигуры из мозаик церкви Св.Марии на о. Торчелло.
Знаменитая «Пьета», или «Надгробный плач». Сюжет не отвечает евангельскому тексту; он нигде не описан, но его можно найти в руководстве для византийских художников - «Ерминии». Эта работа была выполнена на стене без подготовки и к середине 20века требовалась реставрация. По итальянской технологии был срезан художественный слой стены и отправлен в Москву. Только в 1969 году о был возвращён на место.
Страшный суд - сцена «Скрежет зубов». Исследователь Зуммер отметил. Что это - художественная шутка Врубеля, поместившего здесь гротескный портрет одного из участников реставрационных работ.
Монументальные росписи в Кирилловской церкви Врубель закончил за семь месяцев, после чего А. Прахов отправил его в Италию. Путешествие в Венецию было необходимо для знакомства с произведениями мастеров итальянского Ренессанса и выполнения там иконописных образов- Христа, Богородицы, святых Кирилла и Афанасия Александрийских.
Образ отражает глубокое и искреннее чувство художника к боготворимой им Эмилии Праховой, ставшей главным прототипом для Богоматери. Розовые розы у трона - не случайны. Розовая роза - первая любовь, и, возможно, таким образом Врубель зашифровал в символах своё чувство.
Работа Врубеля в Кирилловской церкви - это особое состояние его жизни.
Я провела в церкви не более часа. Выйдя на улицу я уже не чувствовала сырости вокруг, мне почему-то хотелось куда-то идти и что-то делать. Главное было - не останавливаться, не замирать...