Японская цветная ксилография (гравюра на дереве) - уникальное явление в истории мирового искусства. Её технику японцы заимствовали из Китая. Уже в 13 веке в Японии печатались небольшие буддийские иконы, амулеты, но эта продукция носила ремесленный характер. Как самостоятельный вид искусства гравюра утверждается на последнем этапе средневековой истории Японии - в период Токугава (1603-1868). В искусстве 17-19 веков сложился новый стиль - укиё, наиболее ярко проявившийся в гравюре. Термин «укиё» (дословно - плывущий мир) древен и по происхождению связан с буддийскими представлениями. В городской культуре периода Токугава словом «укиё» стали обозначать мир удовольствий и развлечений, мир беззаботной жизни и земных радостей. Поэтому главной темой гравюры укиё стали изображения красавиц из так называемых весёлых кварталов.
В жизни японцев этого периода «весёлые кварталы» играли значительную роль, что было связано с особым внутриполитическим положением страны. В рамках полицейского государства, «весёлые кварталы» были местом, где горожанин хоть на время мог почувствовать себя раскованно и независимо. Сюда приходили на представления театра Кабуки, для заключения коммерческих сделок и, конечно, с целью посещения чайных домов, обитательницы которых славились своей красотой, образованностью, изысканностью вкуса, изяществом манер. Поэтому жанр «бидзинга» - изображения красавиц - и стал основным в гравюре укиё.
Почти столь же популярными в зрелый период истории гравюры были и другие жанры: «якусяэ» (театральная гравюра), «мусяэ» (историко-героический жанр), «катёэ» (изображение цветов и птиц) и позже «фукэй»(пейзаж)
Поворотным моментом в истории японской гравюры считается 1764 год, когда на средства общества любителей искусств «Кикурэнся» небольшим тиражом был выпущен календарь на 1765 г. Автором гравюр, напечатанных с нескольких досок, являлся Судзуку Харунобу (1724-1770), чьё искусство открывает классический период в истории японской ксилографии, охватывающей около полувека.
Судзуки Харунобу. Бог счастья Фукурокудзю в цирюльне.
Это один из богов счастья - наиболее популярных божеств в пантеоне верований японцев. Семь богов счастья воспринимались как нечто близкое, обыденное, их можно было просить о самых мелких, суетных вещах. Их не боялись, над ними подшучивали, изображая в комических или компроментирующих ситуациях.
Исоду Корюсай (1764-1788) был одним из немногих учеников Харунобу, который не просто следовал стилю учителя, но и вносил в него поправки, порой довольно существенные. Утончённость и рафинированность моделейХарунобу сменяется у Корюсая красотой земной и современной.
Исодо Корюсай. Серия: "Образцы мод: модели, новые как весенняя листва". Мицуя из чайного дома Омусия - одна из лучших и наиболее характерная в его творчестве.Относится к зрелому периоду деятельности мастера.
Художник, равный по масштабам дарования Харунобу, появился только в начале 1780х годов. Им стал Тории Киёнага (1752-1815). Киёнага принадлежал к школе Тории, специализировавшейся на создании изображений актёров. Он первым ввёл в моду сложные многофигурные композиции, изобилующие разнообразными деталями. Повествовательность - то качество, которое отличает подход Киёнага к изображению традиционных сюжетов.
Тории Киёнага. Созерцание луны на берегу реки Сумида (левая часть триптиха)
Тории Киёнага.Серия: "Состязания модных красавиц весёлых кварталов". В квартале Минами
Стиль Киёнага оказал сильнейшее влияние на самых разных мастеров: Хокусай, Эйси, Утагава Тоёкуни, Утамаро.
С именем Китагава Утамаро (1754-1806) связывается третий большой стиль японской гравюры. НоваторствоУтамаро заключается в первую очередь в необычном подходе к традиционному жанру «бидзинга». Повествовательность Киёнага сменяется у Утамаро стремлением охарактеризовать эмоциональное состояние модели. Листы Утомаро положили начало особой форме жанра «бидзинга» - эмоциональному портрету, в котором он не знал себе равных.
Кутагава Утамаро. Беседа
В это же время к жанру «бидзинга» обращались и мастера школы Хосода. Основателем её стал Хосода Эйси(1756-1829).
Хосода Эйси. Ночная прогулка
Тёкосай Эйсё - ученик школы Хосода.
Текосай Эйсе. Состязание красавиц весёлых кварталов. Вакамурасаки из чайного дома Кадотамая
В 19 веке традиционно считается временем заката искусства гравюры. Это справедливо для жанра «бидзинга», но не для гравюры в целом. Куниёси, Хокусая и Хиросигэ - открывают новую страницу в истории укиё.Продолжение следует...
Из колекции Эрмитажа. Издательство "Аврора" Ленинград 1984год
Продолжение
http://ntk-kak.livejournal.com/5887.html