Подвиг летчика Александра Мамкина

Feb 29, 2016 22:23



Гражданин Советского Союза, комсомолец, летчик 105-го авиационного полка Александр Петрович Мамкин пожертвовал своей жизнью ради спасения детей.

Он дотянул подбитый самолет до подходящей для посадки площадки вблизи советских воинских частей. Летчик вывозил детдомовцев из немецкой оккупации.
Александр Мамкин выбрался самостоятельно из кабины, он был покрыт ожогами, ноги его обгорели до костей. Последними его словами были: «Дети живы?».

105-й авиационный полк был сформирован из летчиков гражданской авиации, входил в состав 3-й воздушной армии. Он занимался переброской раненых, перевозкой грузов, выполнял полеты в тылы и по прифронтовой зоне.

К апрелю 1944 года Мамкин совершил 33 ночных боевых вылета в оккупированный немцами партизанский тыл. Он перевез 9 тонн боеприпасов, забросил на территорию врага более сорока военных Красной армии: диверсантов, радистов, переводчиков, вывез 113 раненых партизан. Он летал на самолете Р-5.



В 1943 году на территории современной Белоруссии была организована Полоцко-Лепельская партизанская зона. Миллионы людей оказались в немецком тылу, умирали от голода и истощения. Советским детям немецкие оккупанты нашли «практичное применение» - их вывозили в концентрационные лагеря, в частности в Саласпилс, находившийся в Латвии, к юго-востоку от Риги, и использовали как доноров крови для солдат вермахта. Кровь выкачивали из детей старше двух лет, большинство из них после «процедур» погибали.



В конце 1943 года около 154 ребенка из Полоцкого детского дома №1 от трех до четырнадцати лет были подготовлены для отъезда в концлагеря.

При участии командующего партизанским соединением Полоцко-Лепельской зоны В. Е. Лобанка была разработана спасательная операция под кодовым названием «Звездочка» и согласована с командующим 1-м Прибалтийским фронтом И. Х. Баграмяном, в зоне действия которого находилась данная местность. Баграмян распорядился эвакуировать детей силами 3-й воздушной армии.

Директору детского дома удалось убедить немцев в том, что дети слишком истощены и не выдержат транспортировки. Исходя из практических соображений, было позволено оставить их на некоторое время в деревне, откормить. С этого момента началась операция по спасению.
В ночь с 18 на 19 февраля 1944 года в деревню пришел отряд партизан, которые перебили немцев, охранявших детей и персонал детского дома. Затем подпольщики вывели их вглубь партизанской зоны (154 ребенка и 38 взрослых).

Дальше дело было за авиацией, требовалась срочная эвакуация из немецкого тыла на «большую землю». Стоит отметить, что события происходили в период проведения немецкой карательной операции «Зимнее волшебство» по зачистке партизан, сопровождавшейся кровавыми расправами над населением.

В ночь с 10 на 11 апреля 1944 года Мамкин в девятый раз прилетел, чтобы вывезти очередную группу детей. 80 детей он уже эвакуировал из оккупационной зоны.
В свой Р-5, рассчитанный на двух пассажиров, он уместил десятерых детей, воспитательницу и двух раненых партизан.



Большая часть маршрута проходила над партизанской территорией и по началу все было спокойно, но остаток пути, двадцать километров, предстояло пролететь над позициями вермахта. Во время пересечения линии фронта немцы открыли огонь по Р-5 Мамкина, самолет загорелся. Был поврежден двигатель, на пилота летело горящее масло. Вскоре вся кабина была охвачена огнем. На летчике горела одежда, плавился шлемофон.

В таком случае, по инструкции, он должен был набрать высоту и выпрыгнуть с парашютом. Но Александр Мамкин поступил иначе: сгорая заживо, он дотянул самолет до подходящей для посадки площадки вблизи советских воинских частей. Все пассажиры были спасены.

Когда Р-5 приземлился, Александр Мамкин выбрался самостоятельно из кабины, он был покрыт ожогами, ноги его обгорели до костей. Последними его словами были: «Дети живы?».

Он потерял сознание после того, как один из спасенных сказал: «Не волнуйтесь, мы все живы».

«Я летел в этом самолете, сидел за спиной летчика. Он настоящий герой, я все это видел, я видел его мужество, силу воли, его энергичность и все, только для того, чтобы посадить самолет на землю и спасти нас. Я видел, как его ранило, как он был объят пламенем, но он сделал все, чтобы мы были живы, хотя у него был парашют и инструкция прыгать», - вспоминал потом Владимир Шишков, старший из спасенных детей.

Другой пассажир, Владимир Форинко, рассказывал: «Мне было всего четыре года, и в моей памяти сохранилось мало, но кое-что помню. В самолете было очень тесно, и каждого из нас лично усаживал дядя-летчик. В памяти всплывает какой-то треск, догорающий самолет, заплаканное лицо воспитательницы... Помню, как в землянке меня посадили на нары, на которых лежал летчик. Лицо у него было все в ожогах, он бредил, тянулся куда-то руками. Позже я узнал, что у него сгорели даже лямки парашюта, а очки вплавились в лицо...».

Александр Мамкин был доставлен в госпиталь и через шесть дней, 17 апреля 1944 года, летчик умер. Он похоронен на Лидовой горе в деревне Маклок рядом с городом Велиж Смоленской области.



Его образ запечатлен в кинохронике - летчика засняли на партизанском аэродроме перед его последним вылетом. Кадры были использованы в четвертой серии документальной киноэпопеи «Великая Отечественная война. Партизаны» и других документальных фильмах («Народные мстители», «Дорога без привала», «Война. Известная и неизвестная»).
Александр Мамкин посмертно представлен к ордену Красного Знамени.

Previous post Next post
Up