После громкого выступления Ирины Гусевой на заседании министерства экономики правительства Волгоградской области с выводами об итогах проверки питания и качества продуктов в детских садах города в аппарате Администрации Волгограда произошли изменения, в частности своих должностей лишился ряд чиновников, ранее отвечающих за гос. закупки и проведение аукционов на них.
В прессе появилась масса материалов по этому поводу, люди стали поговаривать, блогосфера закипела в негодовании.
http://v102.ru/politics/35783.htmlhttp://www.volgadmin.ru/ru/MPAuthority/News/NewsAdminText.aspx?idn=21442http://news.mail.ru/inregions/south/34/politics/10146884/?frommail=1
В последней ссылке приводится весьма интересная цитата из речи нынешнего и.о. Главы Администрации города. Но не всё так просто, как казалось бы, проблема ненадлежащего качества детского питания в садах не решится с помощью отставки ряда чиновников и смены их другими.
Долгое время поставкой продуктов питания в детские сады занимаются одни и те же организации.
Давайте посмотрим, почему именно в конкурсах и аукционах, всегда побеждали одни и те же компании и кто и в чем виноват. Всем известно, что чиновник человек гордый и свои профессиональные обязанности без уплаты ему «статусной ренты» выполнять не готов. О примерных размерах «статусной ренты» можно
почитать в письме Андрея, по совместительству музыканта. Уверен Волгоградские чиновники не исключение, свой процент ренты получают исправно и в срок.
Что же происходит со стороны коммерсантов поставляющих продукты в детские учреждения? С одной стороны коррумпированный чиновник с нагулянным аппетитом, с другой ФЗ 94, множественные подзаконные акты, технические регламенты и сверху правоохранительные и фискальные органы! И все хотят, что-то получить с коммерсанта. Но еще не забываем, что любое предприятие - это работающие там люди, на содержание которых постоянно тратятся деньги. Так, вот, к чему я - для организации поставки продуктов в 250 дошкольных учреждений (вместе с пришкольными детскими садами) Волгограда, понадобится около 30-40 автомашин, 200 сотрудников, минимум 4 разных склада (холодильника) для соблюдения товарного соседства.
Вопрос к читателям: - Какое предприятие сможет создать такую мощную инфраструктуру под проводимые конкурсы с вероятностью проигрыша в аукционе хотя бы 50/50? Думаю, ответ очевиден всем. Вот в этот момент коммерсант и попадает в «теплые» и «приветливые» объятья чиновников. Примерное формирование цен на продукты происходит именно таким образом, когда на сумме всего контракта сидит добрый десяток «кровопийц», которые в конечном итоге растаскивают детские деньги, оставляя на закупку питания около 50% от реальной стоимости продуктов! Откуда качество?
Сейчас в Волгограде предлагают вернутся к старой схеме снабжения продуктами питания, которая существовала до 2006 года, когда каждый район города разыгрывался отдельным конкурсом или аукционом. Давайте рассмотрим плюсы и минусы данного предложения, в сравнении с существующей на сегодня системой, когда весь город разыгрывается одним конкурсом. При централизованных поставках весь перечень продуктов доставляет 1 или 2 автомашины, вместо 6-8ми, которые привозят то молоко, то мясо, то фрукты. Детские сады не будут похожими на разгрузочные автобазы и территория детских садов превращается в проходной двор. С учётом того, что в детских садах нет камер для хранения продуктов, скажем, на неделю, то несложно посчитать, сколько автомашин приезжает в детский сад за неделю. Отсюда и разница в цене на одни и те же продукты, которая в 2006 году в зависимости от района доходила до 40%, которую поставщики чаще всего объясняли удаленностью того или иного детского сада, что в принципе невозможно при наличии централизованной поставки.
При том, что сейчас ради, допустим, 3 ящиков молока в день (36 литров) необходимо гнать машину в другой конец города и поставщику необходимо учитывать расходы на топливо и оплату труда водителя. Недобросовестные поставщики могут экономить на этих затратах, не имея, к примеру, автомашин, оборудованных холодильными установками для поддержания необходимой температуры хранения продуктов.
Ещё одним плюсом централизованных поставок продуктов питания в детские сады является удобство и повышение качества контроля за этими поставками, ведь за 2-3 поставщиками уследить гораздо проще, чем за 10-20.
Во времена СССР существовал такой орган как Госснаб, имевший закрытые от простых глаз магазины. Именно этот орган и занимался поставкой продуктов питания в детские сады и школы. В настоящее время существование такого поставщика и централизованной системы поставки продуктов питания в детские сады не предусмотрено Федеральных Законом № 94ФЗ, отсюда мы имеем то, что имеем.
Так называемая, «статусная рента чиновников» прослеживается не только на уровне проведения аукционов, но и в прямых поставках и закупках.
Недавний скандал с угрозами в адрес директора МУП «Рынок оптово-розничной торговли» тому подтверждение. В итоге расходы на поставки + «статусная рента чиновников» и составляют цену поставляемого продукта, когда за эту цену можно поставлять продукт лучшего качества, не боясь попасть в список недоброкачественных поставщиков.
Вывод, как всегда, один - нам необходимо при исполнении гос. контрактов иметь нормально функционирующую службу заказчика, входить в которую должны честные люди с соответствубщим моральным обликом, которым небезразличен вопрос качества.