Гибель парохода «Совнарком»

May 01, 2006 15:08


В ночь с 9 на 10 мая 1921 г. двухпалубный пароход американского типа «Совнарком» затонул в 200 м от правого берега р. Обь, ударившись о 4-ю опору железнолдорожного моста в Новониколаевске.
До революции пароход назывался «Братья Мельниковы» и принадлежал барнаульской купчихе II гильдии Е.И.Мельниковой. Поле национализации переименован и продолжал служить для пассажирских и грузовых перевозок.
Катастрофа произошла в время первого срочного рейса навигации 1921 г. Пароход вышел из Барнаула в Томск, имея на борту 14200 пудов пшеницы в мешках, 200 саженей дров и, по разным данным, от 225 до 400 пассажиров. По неясным причинам, отказавшись от ночевки в Бердске, пароход пошел в Новониколаевск. Пристань находилась за железнодорожным мостом, ниже по течению, поэтому необходимо было в темноте пройти под ним.

В ту ночь железнодорожный мост был слабо освещен: горели лишь несолько светлых и одна красная лампочка. Капитан «Совнаркома» А.Снегирев решил, что именно эта лампочка является сигнальной, и взял курс на нее. Из-за плохой погоды и темноты опоры моста не были видны, поэтому на нос парохода были отправлены лоцманский ученик и помощник штурвального. Они смогли заметить опасность лишь тогда, когда «Совнарком» приблизился к мосту. Маневр, который совершил штурвальный, чтобы смягчить удар, не помог, и пароход ударился об опору моста правым бортом. Были сломаны все палубные постройки, пробит корпус, перестали работать машины. Судно стало тонуть. Из-за паники, перегруженности парохода и низкой температуры воды большинство пассажиров погибло, несмотря на близость берега. Несколько десятков человек (среди них капитан и его первый помощник), удержались на плаву с помощью дров, которыми был нагружен пароход. Другие спаслись на остатках верхней палубы, которую выловили у с. Мочище. Деревянные детали судна и тела людей доставали из воды даже у с. Почта Колыванского района.
«Совнарком» затонул очень быстро - в течение 5 минут. Погиб и весь его груз. Уже на следующий день начала работу специальная комиссия по расследованию причин аварии. Однако официальных данных о гибели парохода не сохранилось.
Следствие по делу капитана парохода тов. Снегирева длилось более года. 19.6.1922 оно было рассмотрено Военно-революционным транспортным трибуналом. За недоказанностью состава преступления суд оправдал А.Снегирева. Дежуривший в ночь катастрофы на мосту служащий Индейкин за несвоевременное освещение огнями моста был приговорен к принудительным работам с лишением свободы на 1 год, но благодаря амнистии был освобожден от наказания.
Несколько раз предпринимались попытки поднять «Совнарком» со дна Оби, потому что затонувший корпус мешал движению судов и оказывал негативное влияние на состояние фарватера. Непосредственно после катастрофы поднять пароход не позволили скромные технические средства, которыми располагал речной транспорт. Следующая попытка состоялась в 1932 г., когда были извлечены различные части изготовленных в США машин судна. Во время Великой Отечественной войны были идеи использовать зерно, которое затонуло вместе с пароходом. В послевоенное время для очистки фарватера реки периодически поднимали части палубных построек «Совнаркома», в 1980-е извлекли большую часть корпуса парохода.
Лит.: Большаков В.Н. Очерки речного транспорта Сибири XIX в., Н., 1991; Кузьменкина Л. Гибель за пять минут // ВН, 20.03.1995; Путеводитель пароходства Е.И.Мельниковой, 1914; Титов Г. Возникновение пароходства в Обь-Иртышком бассейне, Н.,1990.

Е.А.Кузнецова.
Новосибирск. Энциклопедия - Н.:Новосибирское книжное издательство, 2003; с.197.

транспорт, мосты, 1920-1929

Previous post Next post
Up