Представьте себе картину: тишину зимней сибирской ночи вдруг нарушает шипение паровоза и стук колес, а небо, освещенное луной, коптит дым из трубы локомотива. Состав, груженый под завязку, движется прямо по центральным улицам Новосибирска, по трамвайным путям. «Романтическая фантастика», - скажет читатель. «Суровая военная реальность», - отвечу я.
Как я уже говорил, проверка слухов - мое самое любимое занятие. Так вот, одним таким интересным слухом со мной поделился пенсионер Леонид Александрович Куфарев: - Говорят, в годы Великой Отечественной войны
оборудование заводов, эвакуированных из западных регионов СССР в Новосибирск, доставляли на производственные площадки паровозной тягой прямо по путям городских трамваев.
Я давно заинтересовался этой темой, но пока никаких официальных подтверждений этой гипотезы не нашел. Быть может, у вас получится. Тема показалась весьма любопытной и мне, и я принялся «копать». Опрос местных историков и краеведов, с одной стороны, зарядил оптимизмом - многие из них подтвердили, что столь необычная технология действительно применялась в военные годы, - а с другой, мало что дал - подробностей и ссылок на документальные источники никто из них не привел.
Следующим этапом было обращение во всевозможные сопричастные музеи. Первую зацепку мне дала директор музейного комплекса истории развития горэлектротранспорта Новосибирска Людмила Чиркова. По словам Людмилы Ильиничны, в районе улицы Сухарной действительно еще до войны
была сооружена стыковка трамвайных и железнодорожных путей.
Это звучит вполне правдоподобно: недалеко от этой точки тянутся пути Транссибирской магистрали, и отсюда же были проложены трамвайные рельсы вдоль всей улицы Дуси Ковальчук (сегодня они частично ликвидированы). Ширина колеи совпадала - 1524 мм, вид рельсов - Р50 - тоже, так почему бы не быть стыковке? Кстати, есть сведения, что железнодорожные пути были проложены для трамваев только в Новосибирске: не хватало рельсов трамвайного типа, а движение «рогатого» транспорта нужно было запускать, вот и использовали то, что было под рукой. Говорят, тот, кто решился на такую замену, затем понес ответственность за расточительство - трамвайные рельсы обходились куда дешевле железнодорожных. Знал ли тот безвестный расточитель, что годы спустя его ошибка станет спасительной?..
Наконец, я получил первое достоверное подтверждение истории о «трамваях-оборотнях», превращавшихся по ночам в паровозы. Им стал документальный фильм «Железный поток» (2005), который мне порекомендовали просмотреть в музее истории Западно-Сибирской железной дороги. Один из героев ленты, ветеран-путеец Сергей Пашинин, поделился воспоминаниями о переброске в дни войны промышленных предприятий в тыл: - Я сам переезжал вместе с эвакуированным заводом в Новосибирск.
Оборудование даже не стали выгружать на станции, а по трамвайным путям подали его на территорию института военных инженеров транспорта
и там вместо учебы организовали производство. Значит, это никакая не легенда, а самый достоверный факт! Но завершать мое расследование было рано. В корпусах Новосибирского института военных инженеров транспорта (ныне - СГУПС), о котором в фильме упомянул ветеран, разместился приборостроительный завод имени Ленина, эвакуированный из Красногорска. Занимает он бывшие здания НИВИТа и по сей день. На этот завод, а точнее, в его музей, я и направился.
Здесь все окончательно встало на свои места. Директор музея Светлана Волкова показала мне книгу «Через призму времени», выпущенную к вековому юбилею завода им. Ленина. С ее страниц уполномоченный по эвакуации предприятия Матвей Полосухин рассказывал: «по улице Дуси Ковальчук от мясокомбината (место той самой стыковки - прим. А.М.) и до областной больницы были проложены трамвайные пути.
Специалистами был произведен расчет, который показал, что по этим путям может двигаться маневровый паровоз и товарные вагоны.
Все эти трамвайные пути были потом использованы по прибытии эшелонов с заводским оборудованием на станцию Новосибирск, откуда доставлялись непосредственно к территории завода. Все годы войны в ночное время, когда трамвайное движение прекращалось, по этим путям при помощи паровоза на завод со станции Новосибирск доставлялись металл и другие материалы, а с завода вывозилась готовая продукция».
Как говорится, пасьянс сошелся, и сомнений в достоверности информации, изложенной ветераном Куфаревым, не осталось вовсе. Фотографий паровозов на трамвайных путях обнаружить мне не удалось, зато в том же заводском музее мое внимание привлекла картина Г. Фролова «Эшелон эвакуированного завода прибыл в Новосибирск. 1941-й год». На ней видны корпуса НИВИТа, а на заднем плане - эшелон, стоящий под парами посреди улицы Дуси Ковальчук на трамвайных путях!
- Вполне вероятно, что аналогичная технология грузовых перевозок, существенно экономившая время и силы, применялась в годы Великой Отечественной и на левом берегу Новосибирска, - считает ветеран железнодорожного и трамвайного движения Валентин Ишимов. - Аналогичная стыковка разных видов путей могла быть и на станции Кривощеково (ныне Новосибирск-Западный), рядом с которой с 1941 года проходит маршрут трамваев. Также не исключается, что
от вокзала Новосибирск-Главный товарняки ходили по трамвайным путям до нынешнего авиазавода им. Чкалова.