Коммунальный (Октябрьский) мост - мост через реку Обь в Новосибирске, соединяющий Ленинский и Октябрьский районы города. Коммунальный мост из семи 128-метровых пролетов, открытый в конце 1955 года, стал первым автомобильно-трамвайно-пешеходным мостом через Обь в Новосибирске. Общая длина - 896 м. Проект моста и всего комплекса сооружений мостового перехода был выполнен инженером-конструктором Г.Д. Поповым и архитектором К.И. Яковлевым.
В 1948 г. был заказан проект, два года спустя были закончены работы по составлению технического проекта моста и составлению сметы на его строительство.
Расположился мост в створе улицы Сузунской (Восход), которая расширялась в три раза и благоустраивалась для движения городского автотранспорта.
В канун нового 1952 г. начались подготовительные работы к строительству, которое было рассчитано на три года.
В Новосибирск прибыл отряд строителей-мостовиков, которому предстояло заняться сооружением коммунального моста, по тому времени уникального для Сибири.
Строительство насыпи-дамбы на левом берегу.
В дамбу земснарядом намыли около 1 млн. м3 грунта.
К 1954 г. возвели 6-, 7-, 9-, 10-, 11- и 12-ю опоры, на середине реки - 5-ю.
Закладывались они с помощью кессонов.
Для этого на месте опор намывали островки из земли, взятой из реки, лишь 5-я опора заложена с помощью наплавного кессона.
Затем их опускали в плотный гранит и породу взрывали.
Пролётное строение опиралось на железобетонные опоры ("быки") и возвышалось над уровнем воды на 30 метров.
В начале сентября началось бетонирование 8-й опоры - самой большой и последней. Береговые опоры облицовывались гранитом.
Панорама кликабельна - 2500px
К концу 1954 года было смонтировано 320 метров пролётного строения, велась подготовка к бетонированию плит, устраивались въезды на мост по Большевистской и Сузунской (Восход) улицам.
Панорама кликабельна - 2500px
Одновременно были закончены и первые четыре пролета эстакадной части моста над Большевистской улицей и берегом реки.
В 1954 г. планировалось смонтировать свыше 8 тыс. тонн металлических конструкций пролётных строений, поставить почти 400 тыс. заклёпок.
Но монтаж пролётного строения закончился только в мае следующего года.
Панорама кликабельна - 2500px
Панорама кликабельна - 2500px
Мост состоял из двух частей: эстакады правого берега из четырёх пролетов, два из которых перекрывали улицу Большевистскую, и речной части моста из семи пролетов длиной по 120 метров каждый.
Металлическое пролётное строение в надводной части длиной 800 метров (с надземной частью 1100 метров) состояло из жёстких балок двутаврового сечения (по ширине моста - восемь балок), опиравшихся на гибкие подпружные клёпаные арки.
Мост ограждали чугунные литые перила, береговые устои были облицованы серым сибирским гранитом из Гусинобродского карьера.
Панорама кликабельна - 2500px
Испытания моста.
Коммунальный (Октябрьский) мост, строительство которого оценивалось в 128 млн. руб., был открыт в ноябре 1955 г.
Таким образом, построен он был не за три, а за четыре года.
Мост имеет два трамвайных пути, две двухпутных полосы для движения автотранспорта и два пешеходных тротуара.
Общая ширина - 24 метра.
Подъем на мост с улицы Большевистской со стороны центра.
3 июня 1965 года военный летчик-ас Валентин Привалов, проходивший военную службу в канском гарнизоне, совершил полет под мостом в метре от воды. Летное происшествие имело широкий резонанс не только в СССР, но и за рубежом. После этого полета летчика арестовали, хотели отдать под суд за воздушное хулиганство, но министр обороны СССР Р.Я. Малиновский, приказал вновь допустить В.Привалова к полетам. В дальнейшем Валентин Привалов продолжил службу в легендарной эскадрилье асов на подмосковной Кубинке.
Смотрите также:
Коммунальный мост в наши дни