Основатели: Н.М.Тихомиров

Feb 01, 2006 10:31



ТИХОМИРОВ Николай Михайлович
(1857-1900)

Завершил строительство Обского моста, приняв эстафету от Г.М.Будагова, инженер путей сообщения Николай Михайлович Тихомиров - еще один представитель замечательной плеяды первопроходцев Великого Сибирского рельсового пути. Он прожил недолгую - всего 43 года, но яркую и насыщенную жизнь, 15 лет которой были отданы изысканиям, проектированию и строительству железных дорог: Самаро-Уфимской, Оренбургской, Западно-Сибирской, а также строительству мостов через Ишим и Обь.
Родился Н.М.Тихомиров в Вятке 30 июня 1857 года в многодетной семье отставного чиновника. Отец умер рано, но мать сумела вывести всех детей в люди, дать им образование.
Николай Михайлович окончил Петербургский институт путей сообщения, после которого был определен в общество Балтийских железных дорог помощником начальника дистанции, но через год хорошо зарекомендовавший себя специалист поступил в распоряжение начальника работ по постройке Самаро-Уфимской дороги для производства изысканий и составлению проектов на участке Уфа-Златоуст. Нужно было преодолевать холод, голод, опасности диких неизведанных мест. Не все выдерживали эту нелегкую ношу. Но прав был Н.Г.Гарин-Михайловский, писавший о таких, как Роецкий или Тихомиров, молодых инженерах, что для них «нет выше счастья, как работать во славу своей отчизны и сознавать, что работой этой приносишь не воображаемую, а действительную пользу». Где-то здесь, на строительстве Самаро-Уфимской железной дороги, и родилась дружба двух талантливых людей, коллег по профессии, - Н.Г.Гарина-Михайловского и Н.М.Тихомирова. И еще не раз в течение жизни сводила их судьба, и всегда они находили помощь и поддержку друг у друга в трудных обстоятельствах.
Когда в 1890 году участок Уфа-Златоуст был сдан в эксплуатацию, Н.М.Тихомиров, получив благодарность, был зачислен в общество Оренбургских железных дорог. А с весны 1893 года работа инженера путей сообщения Н.М.Тихомирова была связана со строительством Западно-Сибирской железной дороги. Он работает начальником дистанции, участвует в сооружении моста через Ишим, какое-то время занимается строительством соединительной ветки между Уральской и Сибирской железными дорогами. Работа была трудная, напряженная, но Тихомиров блестяще справляется с пей и «за отличную, усердную и ревностную службу» награждается орденом Св. Станислава 3-й степени. После чего его назначили начальником 9 участка (Каргат - Кривощеково) службы ремонта пути. В августе 1895 года Тихомироов с семьей переезжает в Новониколаевск и поселяется в доме Будагова. Ему предстояло завершить сооружение последнего пролета Обского моста.
В конце марта 1897 года проводились испытания моста, а 5 апреля было открыто «правильное» движение. Мост, строившийся в общей сложности четыре года и стоивший около двух миллионов рублей, был сдан в постоянную эксплуатацию.
В эти дни, вспоминала жена Н.М.Тихомирова, он спал по два-три часа в сутки и на вопросы «когда же ты будешь отдыхать» отвечал: «Вот организую все - налажу и контору, и кадры, покатится правильное движение - тогда и отдохну».
И организовал, и наладил. Сам отличавшийся исключительной ответственностью, честностью и справедливостью, он и людей себе подбирал соответствующих. Потому и дело ладилось.
Но в истории Новониколаевска и Транссиба Н.М.Тихомиров остался не только как строитель, поставивший точку в сооружении одного из крупнейших мостов Сибири.
По завершении мостовых работ Николаю Михайловичу приказом Министерства путей сообщения было определено руководить строительством собора Александра Невского. Как и ко всему, что бы ни делал, к новому заданию. Н.М.Тихомиров отнесся с большой ответственностью и самоотдачей. Мария Ананьевна Тихомирова впоследствии вспоминала, что муж нередко брал ее с собой на строительство и говорил: «Вот посмотри, - ни одной трещины не будет, а вот в Петербурге Исаакий всегда в лесах стоит...». Собор заложили в апреле 1897 года, а через два с небольшим года, в самом конце 1899-го состоялось освящение храма.
В «Путеводителе по Великой Сибирской дороге» 1901 года издания дано описание Новониколаевска, в котором, в частности, сказано: «В центре поселения, раскинувшегося почти на десять верст вдоль берегов реки Оби и ее притока реки Каменки, сооружен на суммы, пожертвованные Его Императорским Величеством и на жертвы и приношения частных лиц... красивый каменный храм, долженствующий служить памятником Царю-миротворцу на Великом Сибирском пути... Храм каменный с тремя престолами, главный - во имя Александра Невского и два боковых - во имя Св. чудотворца Николая Мирликийского и великомученика Георгия Победоносца».
А насчет «трещин» Николай Михайлович оказался совершенно прав: храм получился величественным, сделанным на века. Он и сегодня, более чем через столетие продолжает верно служить Господу Богу и его прихожанам. Помимо храма, не оставлял Н.М.Тихомиров и активной общественной деятельности. В 1897 году он принимает участие в Первой Всеобщей переписи населения, за что получает награду- «темно-бронзовую медаль».
В эти же годы с большим вдохновением организовывал Николай Михайлович первое в Новониколаевске добровольное пожарное общество. Его стараниями была возведена пожарная каланча - объект для часто горевшего деревянного Новониколаевска чрезвычайно важный - с надписью «Один за всех и все за одного. И немалое время пожарный обоз находился на территории начальника 9 участка службы пути, которую из-за этого долго называли «Тихомировская ограда».
Умер Н.М.Тихомиров 27 октября 1900 года неожиданно, от кровоизлияния в мозг. На его могиле возле собора Александра Невского была установлена гранитная плита с надписью золотыми буквами; «Здесь покоится прах строителя храма сего, Тихомирова Николая Михайловича (1857-1900)».
В 1971 году на пути прокладки кабельных линий в Центральном районе Новосибирска оказался склеп с телом Тихомирова. 18 августа 1971 года исполком Новосибирского горсовета принял решение о перезахоронении праха на Заельцовском кладбище.
А в память инженера-путейца, строителя Транссиба Н.М.Тихомирова назван разъезд недалеко от станции Чулымская.
В 1898 году по пути на Дальний Восток проезжал через Обь Н.Г.Гарин-Михайловский. На станции Кривощеково он подошел к окну вагона и вглядывался в сизоватую таежную дымку на правом берегу. Сквозь ажур хвойного леса с левого берега Оби виднелся новенький, словно сошедший с картины поселок. Он блестел на солнце. Писатель отметил в своем дневнике: «...я с удовольствием смотрю на то, как разросся на той стороне бывший в 1891 году поселок, называвшийся Новая деревня. Теперь это уже целый городок...»
А я вижу рядом с Николаем Георгиевичем его коллег и сподвижников - В.И.Роецкого, Н.А.Белелюбского, Г.М.Будагова, Н.М.Тихомирова, любующихся вместе с ним и красавцем-мостом, и растущим не по дням, а по часам, городком-младенцем на правом берегу (к 1898 году поселок насчитывал уже около 15 тысяч жителей), и невольно думаю; перенестись бы им хоть на несколько мгновений в наше время и ощутить в полной мере, у истоков чего они когда-то все вместе стояли. Наверное, пламя непередаваемого восторга объяло бы их души, ибо владевшее ими тогда «дум высокое стремленье» реализовалось и воплотилось сегодня в огромном и чудесном городе - их общем крестнике.

Алексей ГОРШЕНИН // «Советская Сибирь», 2003, 11 июня (N 112), С.3
Взято здесь

мосты, 1893-1899

Previous post Next post
Up