Есть в системе управления автоматической трансмиссии такой компонент как блок гидравлики. Он берёт масло под давлением из насоса и направляет его по канальцам на сцепления-фрикционы. Те, в свою очередь, сцепляются/расцепляются и таким образом осуществляется выбор конфигурации которая и даёт требуемое передаточное число.
Когда-то давно логика куда и сколько направлять масла осуществлялась чисто гидравлически. Теперь все решения принимаются программой. Это сильно упростило блок гидравлики, но всё равно он представляет собой довольно сложную систему каналов и клапанов, которые продолжают выполнять какие-то свои функции. Своего рода автономная нервная система.
Конструктивно блок гидравлики состоит из двух половинок разделённых стальной пластиной с дырками. Изменяя положение и размер дырок можно слегка изменить конфигурацию каналов и слегка изменить функционирование блока. Поэтому верхнию и нижнюю половинки часто проектируют с прицелом на то чтобы их можно было слегка перенастроить просто просверлив в других местах дырки в разделительной пластине. Нижняя половина это обычно такой цельнолитой алюминиевый кирпич с высверленными и выфрезерованными каналами в которых живут клапаны и соленоиды. Называется valve body, "тело клапанов". Выглядит примерно так:
Его при большой необходимости можно полностью переделать, хотя это трудно и дорого. Этого стараются избежать если можно обойтись. Верхний блок физически является частью цельнолитого корпуса трансмиссии, его поменять нельзя. То есть, теоретически можно, но для этого надо спроектировать и изготовить новую пресс-форму для корпуса. Корпус, а значит и его пресс-форма, в несколько раз больше чем valve body. Цена пресс-формы растёт то ли как четвёртая, то ли как пятая степень то ли размера, то ли веса, в общем корпус переделывать никто не будет.
А ещё в системе управления попадается шариковый клапан, своего рода диод. Это такой шарик который лежит в лунке и прижимается к отверстию в разделительной пластине. Если давление есть сверху, но его нет снизу, шарик отодвигается и масло течёт, если наоборот, то шарик прижимается к отверстию и масло не течёт. Шарики в лунки раскладывает рабочий на конвейере.
Теперь, собственно история.
При производстве (пока что малосерийном) совершенно нового блока гидравлики для совершенно новой трансмиссии фабрика начала выдавать какой-то значительный процент бракованных экземпляров. Брак был самого неприятного типа - поначалу всё работало, через несколько недель или месяцев начинало ломаться. Расследование выявило что все браковaнные экземпляры имели шарик там где он совершенно не нужен.
По воле случая, канальцы вокруг этого лишнего шарика были похожи уточку, это будет важно в дальнейшем. Ну, что значит похожи? Если голову наклонить и сильно прищуриться, то можно согласиться, что, да, действительно, чем-то неуловимо напоминает уточку.
Лунка под шарик там тоже была, но на окончательном этапе проектирования блока, уже после изготовления пресс-формы, решили использовать этот канал как обычный двусторонний (как я уже упоминал, это обычная практика, конструкция обладает определённой гибкостью). Лунка же осталась: переделывать пресс-форму никто забесплатно не хочет.
Выглядела лунка как настоящая и рабочий который раскладывает шарики клал туда шарик ничтоже сумняшеся, как и во все другие. Рабочего проинструктировали, проблема решилась. Через неделю или месяц рабочего перевели на другую станцию, на его место поставили другого (обычная практика, из соображений гуманизма - попробуйте 25 лет раскладывать шарики в лунки 8 часов в день) и проблема возобновилась. Теперь, правда, технолог был в курсе и когда он это заметил, то проинструктировал рабочего, отозвал уже изготовленные блоки (не так просто как звучит) и запросил совета как эту проблему решить раз и навсегда. Проблема чисто психологическая, когда предыдущий рабочий обучает нового, он, конечно же, среди всех прочих многочисленных инструкций и советов, упомянет (если не забудет) что "вот в эту лунку шарик класть не надо". Это даже написано в инструкции, но новый человек эту дополнительную информацию в потоке всей прочей скорее всего не воспримет с должной степенью убеждённости. А когда дойдёт до дела, будет просто класть шарики во все лунки.
Один из инженеров занимавшийся разработкой блока, мой тогдашний сотрудник, приехал на фабрику чтобы осмотреться на месте. Поговорил с технологом, поговорил с рабочим, стоявшим в тот момент на этой позиции. В разговоре вскользь сказал что-то вроде "а сюда шарик класть не надо, очень легко запомнить - ducks do not have balls". Ничего умного он тогда не придумал, но после его возвращения брак прекратился как по волшебству. Вспоследствии оказалось что при передаче станции предыдущий человек всегда упоминал что "ducks do not have balls", а новый человек запоминал это сразу и навсегда.
Прошли годы. Кому-то пришла в голову бриллиантовая идея как улучшить блок управления. Для этого надо было применить односторонний клапан - а у нас, как раз был один неиспользуемый. Тот самый, с уточкой. Сказано - сделано, пересверлили дырки в разделителе и отправили заказ на фабрику чтобы они сделали опытную партию. Все блоки пришли без шарика в нужном месте. Когда инженер приехал чтобы разъяснить что теперь шарик как раз таки надо класть, технолог (не тот же самый) ему ответил, dude, this is impossible - ducks do not have balls.
Чем закончилось, не знаю, скорее всего что-то придумали, как обычно. Ну а мораль: поосторожнее со словами.
This entry was originally posted at
https://nsg21.dreamwidth.org/62656.html. Please comment there using
OpenID.