Одна история войны. Почти завершение.

Jan 24, 2012 13:28

Друзья! Это перепост уже завершающей части истории про найденный самолет. Прочитайте с самого начала по ссылкам, указанным в репортаже, всю многолетнюю историю поиска сбитого самолета.
Респект и уважуха парням, которые провели такою адскую работу!
Читать обязательно.

Via i_cherski

Оригинал взят у jeep_user в Одна история войны. Почти завершение.




2012 год только начался, а наша история поиска самолета  надеемся заканчивается.  Поначалу неконкретный, общий интерес к рассказу жительницы деревни Плав Александры Петровны Вихровой про упавший самолет, переродился в серьезную поисковую работу. Хотя никто из нас до той поры поиском никогда не занимался. По этой причине, нам не с чем сравнивать и трудно сказать насколько характерной или особенной стала эта поисковая экспедиция затянувшаяся на годы. Для нас она была первой и потому особенной. Все началось в 2005 году...

Для тех, кто не в курсе, рекомендую прочитать сначала начало этой истории:  http://jeep-user.livejournal.com/3100.html
Затем эту часть:  http://jeep-user.livejournal.com/5981.html
И еще эту:  http://jeep-user.livejournal.com/7240.html
Самолет мы нашли 12 июня 2011 года, а вот подробности и дальнейшее развитие событий пишу сейчас.



2011-2012 годы
1 января 2011 года, мы отправились в Плав. Привыкшие к безумной загруженности трассы Москва-Санкт-Петербург, мы поражались ее абсолютной пустоте в первый день года.  400 километров пути преодолели довольно быстро. 
В Плаве первым делом поздравили тетю Тамару и дядю Колю с Новым годом, а на следующий день, с утра пораньше встали на лыжи отправились на болото.  Нелегко давалось нам это дело! С непривычки, сильная отдышка и слабость в ногах застигли нас уже на околице Плава. Привал. Так, короткими участками мы прокладывали лыжню в снежной целине. А снега той зимой было много. Глубина с метр наверное. Да еще и оттепелей не было, снег рыхлый, пушистый. Похвалили себя за предусмотрительно выбранный охотничьи лыжи. Благодаря их ширине они позволяли не проваливаться. На беговых мы бы не прошли. 
С каждым днем, лыжное дело давалось нам все легче и легче. Тренировка сказывалась. Какой-то результат наших поисков ждал нас в последний день каникул.  Случайно включенный металлоискатель, рядом с островком чахлых сосенок на болоте вдруг пронзительно запищал. Глючит от мороза? Да нет вроде. Отводишь в сторону не пищит. Неужели нашли? Проверить в тот раз не удалось. Наше внимание привлекло какое-то движение на болоте. Метрах в двухстах от нас, в поросли таких же чахлых сосенок. Лось что ли? Нет, это был не лось. В какой-то момент, в прорехе между деревцами мы увидели весьма характерный бурый силуэт. Медведь! На дворе начало января! Шатун! 5 километров пути до деревни преодолели за рекордное время. Все рассказы о скрытых возможностях человеческого организма оказались не лишены смысла. В Плаве первым делом рассказали тете Тамаре и дяде Коле о звере. Тетя Тамара сказала мол да, живет он у болота, а дядя Коля только произнес: «Не спит значит?» и смачно выругался. 
Болото зимой. Снимок сделан минут за 5 до того как мы увидали шатуна в сосенках:



Домой вернулись с двояким чувством. С одной стороны металлоискатель все-таки что-то зацепил, правда рядом с берегом, где никто и искать не думал. Значит надо ехать, исследовать это место. С другой стороны, страшновато. Шатун - зверь очень опасный.  Но решили ехать снова. Только в лес ходить всем вместе, далеко друг от друга не отходить и ружье взять. Поехали. В Плаве нам подтвердили - медведь не спит, нам не привиделось. По-видимому обезумев от голода, он приходил в соседнюю деревню Марково. Местному охотоведу пришло распоряжение из Валдая, развесить в лесу приманки и медведя пристрелить пока до беды не дошло.  Под видом заготовки приманок, охотовед завалил лося и отрапортовал мол сижу в засаде. Но на этом дело и кончилось.  Мы несколько напряглись, но дядя Коля нам посоветовал идти. Как бывший лесник и знаток леса он уверял - медведь на вашу кодлу не пойдет. Ну мы пошли. Зашли в лес на лыжах и буквально через километр увидели как путь наш пересекают свежие следы которые трудно не узнать:




Стало не по себе, развернулись. Все-таки мы городские жители, повадок зверя не знаем.  Возвращались с чувством досады. Уже подходя к деревне оглянулись в сторону леса и стали свидетелями явления мягко говоря нехарактерного для зимы. Мы увидели радугу над болотом. Как будто из-за леса в просвете между облаками четко был виден край дуги в небе. Поразились, сфотографировали. И настроение у нас улучшилось. Восприняли это как добрый знак. Потому что прекращать поиски не собирались.


В Плаве за чаем у тети Тамары узнали, что эта великая женщина пешком ходила за 7 километров в другую деревню, где живет какая-то весьма пожилая бабушка, которая вроде помнила где нужно искать самолет. И тетя Тамара узнала. Она и сама потом корила себя за забывчивость: «Ведь как это у меня из головы выскочило! С Фединой пустоши на болото надо выходить и у берега искать».  А что такое «Федина пустошь»? - спросили мы. Нам объяснили: во времена когда у болото еще не было леса и косили сено, пространство покосов было поделено между жителями Плава. Тот луг, на котором косил некий Федор Шадрин из Плава, до сих пор называют «Фединой пустошью». Хотя никакой пустоши там уже и в помине нет. Были так же и «Александрова пустошь» и «Пашина пустошь», все по именам конкретных жителей деревни. Это кстати к разговору о приметных местах - урочищах. О чем ранее говорилось.
Дядя Коля вызвался летом отвести нас, показать «Федину пустошь». Мы поинтересовались возможностью ходить по болоту летом, на что он нас успокоил: «не утонете».    
Июнь. Плав. Дядя Коля ведет нас на болото. Как обычно поражает нас своим знанием леса. Переживает, что лесников наше государство упразднило и вот лес никому не нужен, весь в поваленных стволах, кинь окурок - вспыхнет. Рассказывает нам когда этот лес вырос на месте лугов и четко останавливает нас - налево. Куда налево, в лес? Да вот, слева «Федина пустошь» и начинается. 
Как он ориентируется? Для нас это остается загадкой. Делаем зарубку на ели, чтобы в следующий раз не проскочить.  Выходим на болото. Ковер у берега действительно держит. Хождение по нему отчасти напоминает хождение по батуту, но ничего, не проваливаешься. Осматриваемся. Мы в заливе. Слева мыс и справа тоже. Дядя Коля говорит: «Вот ребята, здесь ваше место поиска. От этого рога (показывает на левый мыс) до этого (на правый). Ищите у самого берега, в кромке болота, здесь самолет и должен быть как говорят». 
Фантастика. Сам дядя Коля самолета не видел, но отменно знает эти места. Ему дали "легенду" - «С Фединой пустоши на болото, и между рогами в кромке надо искать», он нас и вывел четко на место.  Возвратились в Плав. На следующее утро вернулись на болото, в указанное дядей Колей место, включили металлоискатели и… нашли. Сразу же! Первой же находкой стал кусок обшивки.  Рядом еще один. Чуть дальше кусок обрешетки кабины самолета с осколками плексигласа и резиновым уплотнителем.  А самые крупные цели пошли как раз у островка с чахлыми сосенками, где зимой увидали медведя.  Поиски закончились. Начиналась работа. 
Мы его нашли:






Буквально сразу взялись за дело. Сначала цеплялись за каждый «сильный сигнал», но очень скоро стало понятно, что с большим количеством цветного металла эта тактика не продуктивна и слишком затратная по времени. Выработали новую: тратим время на то, что не только звенит, но и жестко и на достаточной площади бьется щупом. На третий день нашли место, где прямо под нами, на глубине метра полтора находилось нечто большое. Начали снимать дерн, после чего кошками и баграми сквозь далеко не прозрачную кашу из воды, торфа и пр. постарались «нащупать» искомое. Результат -  пару оторванных патрубков. Стало ясно, что руками это нечто не вытащить, построили треногу, подвесили  на нее лебедку, но как следует зацепиться никак не удавалось: или зацеп срывался, или отрывали кусок дюраля, резины и т.д. Один из нас не смог смотреть на эти мученья и, взяв в руки трос, погрузился в болото с головой. Казалось, что секунды, проведенные в ожидании, тянулись вечно. Зацепил он надежно, так мы вытащили распределитель зажигания двигателя и поняли что под нами мотор, а построенная тренога прямо по его центру. Позвонив товарищу в Питер несказанно обрадовались  узнав, что номер, выбитый на распределите, который мы ему продиктовали - есть не что иное как номер мотора, продублированный на этом распределителе. Это была удача, очень большая радость: шанс узнать имена пилотов возрастал в разы. Для четкого представления о том, что творится внизу, нужно было на большей площади снять дерн и откачать воду. 
Из-за недостатка опыта выдернуть из трясины мотор самолета не удалось.   Хотя удалось установить - мотор с фрагментами крыла оторвался при ударе и лежит отдельно. Установили и модель двигателя - М105РА. Значит еще одно наше предположение подтвердилось, наш самолет действительно бомбардировщик Пе-2. Следующую попытку решили предпринять в начале осени. Хорошо подготовившись. 
До сентября еле дожили, а как добрались до места сразу же принялись за работу. Стала вырисовываться картина: с одной стороны радостная - мотор был в капотах и с винтом, с другой стороны оказалось, что существующая тренога не даст нам его вытащить т.к. лопасти выходят за её периметр. Пришлось разбирать всю конструкцию и смонтировать ее заново, увеличив квадрат сруба в основании треноги и ее высоту.





Новым сюрпризом стала  грязевая помпа купленная специально для этой операции, она практически непрерывно откачивая воду, сломалась: чугунный ротор не выдержал попавшего через крупный фильтр частей авиационного металла. «Врешь, не возьмешь» сказали мы и притащили вторую помпу (перестраховались и не зря как видите).



Разобравшись с расположением лопастей, освободили их от болотной растительности и старых деревьев. Тут не лишним стоит отметить, что над мотором на глубине около метра было что-то похожее на старую гать, подтверждающую рассказ местных жителей о попытке военных во время войны подобраться к самолету. Освободив лопасти, мотор пошел, как будто ему очень хотелось на свободу. Дальнейшей задачей было положить его на ковер болота, пока он висел над ямой поднятый на лебедке к основанию треноги. Чтобы справиться с этой задачей придумали следующую операцию: для транспортировки мотора к сухому берегу нами были заготовлены порядка 200 метров троса (в отрезках по 25-30 метров, сопоставимых по длине с тросом на автомобильной лебедке для возможности выбирать нужную длину). Под требуемую траекторию на берег подогнали машину, тросами зацепили за макушку треноги и всю эту конструкцию с висящим мотором опустили на санки, предварительно изготовив их из бревен, обшитых оцинковкой.








И дальше таким же маневром, на саночках «за тросом» мотор поехал к берегу, объезжая кочки с помощью блоков закрепленных за деревья. Скорость его передвижения росла на глазах. Если первые пару метров вверх он проделал за несколько дней, то за следующие сутки он «своим ходом» прибыл к нам в лагерь, а это порядка 200 метров - прогресс был налицо! Оставался сущий пустяк: около 5 километров офф-роуда по петляющей в лесу дорожке с ручьями и прочими болотистыми местами. Долго думали, как вытащить из леса эту без малого тонну металла. За этими мыслями нас и застал вечер воскресенья, три дня выделенные на это дело опять заканчивались. Стало ясно- первое: летом мы бы его не достали ни за день ни за три и второе: мы его здесь и сейчас не оставим ни при каких обстоятельствах. Отбили домой сообщения, что задерживаемся. Приняли решение пробовать тащить находку за машиной, короткой стропой зацепили санки с мотором за одну из двух находившихся в тот момент в лагере машин и на понижайке он медленно поехал. Уставшие до предела, промокшие до нитки, вооружившись топорами и оставшимися рабочими бензопилами пошли вперед, обеспечивая почти трехметровый коридор для лопастей мотора. Этот бой закончился в ночь на вторник. Выйдя на опушку мы поняли, что в этой жизни (если не подведет здоровье) можно сделать все! Световой день вторника, ушел на демонтаж винта, подготовку и погрузку мотора в прицеп. Что было поразительно, весь неимоверных размеров и диаметров крепеж, который пришлось откручивать, пошел «на раз», ни одной сорванной гайки или шпильки (и кто говорил, что у нас была технически отсталая страна?)! В среду утром мы были дома. И на этом закончилась вторая часть.



Третья часть началась по возвращении в Москву. Отстегнув капоты и отмыв мотор, на положенном месте была найдена табличка с номером двигателя и главное - на ребре жесткости одного из капотов на своем положенном месте сверкала бирка с серийным номером самого самолета! Теперь оставалось стряхнуть пыль с архивных папок 6-й Смешанной Авиадивизии ВВС Северо-Западного Фронта, где и воевал наш ПЕ-2, выпущенный на 22- м авиазаводе в Филях во втором квартале 1941-го. В этом деле мы очень надеялись на помощь товарищей, имеющих большой опыт такой работы: Илью Прокофьева, Виталия Мамедова и Михаила Тимина. И эта помощь пришла! Буквально на следующий день позвонил Илья и сообщил: 11 сентября 1941 года на этой машине, возвращавшейся с передовой, после многочисленных повреждений в ходе выполнения боевого задания совершил вынужденную посадку командир 260 БАП подполковник Забелин. Мы несказанно обрадовались! Дальше, просматривая документы, предстояло разобраться в ситуации. Несомненно, что 11 сентября 1941 года Забелин на ней сел на вынужденную, а вот  что стало в дальнейшем с самолетом и экипажем ..? Из донесения выходило следующее: приземлился в районе озера Велье, самолет эвакуирован в реморганы, а нашли мы его в 10-15 км от Велье и в состоянии, скажем так, «не подлежащем эвакуации». Плюс к этому выяснили, что Забелин остался жив (он геройски прошел с 260 БАП всю войну до Победы), а  за 11.09.41 в 6 САД погиб только стрелок-радист Малышев. По описанию событий Малышев очень подходил в члены экипажа Забелина, в связи с чем в октябре мы выехали в район о.Велье и деревни Уклейно, где по документам он и должен был быть похоронен. Исколесив окрестности и все братские захоронения в округе и переговорив со старожилами тех мест,  найти место захоронения Малышева так и не получилось. В близлежащих деревнях оказались захоронения трёх однофамильцев, среди которых искомого не было. Подтвердить на месте информацию из донесения так и не удалось. В дальнейшем мы рассматривали две версии происшедшего тогда;
 Версия №1: Самолет или мотор с него действительно эвакуировали, отремонтировали, и он летал дальше до второго происшествия, следы которого мы и нашли.
Версия №2: На болоте нами найдены следы того самого ЧП 11.09.41 г. Эта версия плохо укладывалась в описания событий местных жителей, поэтому продолжили проработку версии №1 и, соответственно, по ней решено было идти двумя путями: искать по номерам самолета и мотора и по личным делам пилотов, благо у нас была фотография одного из них. Для организации поиска по летчикам предположили, что после ремонта самолет попал в одно из соединений, летавших на ПЕ-2 и обслуживаемых одним с 260 БАП районом авиационного базирования. Эти соединения определили и по ним сделали выборку летного состава, погибшего в интересующий нас период в звании от мл. лейтенанта до капитана. Так у нас родился список из 52-х пунктов, соответственно разбитый на две подгруппы по вероятности. И вот опять звонок, звонил Виталий Мамедов. Практически в первой десятке заказанных в архиве дел он увидел знакомое лицо. Так мы узнали, что на фото, которое отдала нам Тамара Александровна Степанова запечатлены: 
Штурман 514 Пикирующего Бомбардировочного Полка старший лейтенант Федотов Николай Константинович со своей женой Елизаветой Алексеевной.
Как говорится, дальнейшее было делом техники - установить его товарищей, с которыми они 13 января 1942 не вернулись с боевого задания:
Командир звена 514 Пикирующего Бомбардировочного Полка
старший Лейтенант Чернышев Петр Владимирович
Стрелок-радист
младший Сержант Тельнов Василий Тимофеевич.
На следующий день Виталий сделал «проверочное действие» -  поднял Акт списания самолета и нашел указанный там номер мотора РА125-609. Таким образом, ошибка точно исключалась.
Остается добавить, что мотор РА № 125-609 самолета ПЕ-2 «восставшего» из болотных недр ровно 70 лет после его последнего боевого вылета, теперь уготовано достойное место в экспозиции Центрального музея Великой Отечественной на Поклонной Горе. Большую помощь в этом оказали председатель Едровского сельского поселения Валдайского района Новгородской области Юрий Николаевич Апраксин и руководство музея в лице Владимира Олеговича Рыжова и Валерия Георгиевича Голдышева.
Остатки самолета будут извлечены ранней весной при содействии администрации района и так же будут перевезены в музей. 
На момент гибели Николаю Федотову было 29 лет, Петру Чернышеву 27 лет, Василию Тельнову 23 года.
Вечная слава и светлая память этим Людям! 
Вот фотография Николая Федотова из его личного дела хранящегося в архиве:


Полный фотоальбом здесь: https://picasaweb.google.com/JeepUser/yvgARJ

самолеты, память, война, мужики

Previous post Next post
Up