Есть в Петербурге такое явление как “ингерманландцы”. Вкратце, это некая группа людей, почему-то считающих Санкт-Петербург и Ленинградскую область волшебной страной Ингерманландией. Про свою современную “ингерманландскую” идентичность эти граждане рассказывают как-то совсем невнятно, но говорят, что каждый волен себе выбирать такую идентичность, которая ему по душе. То есть, это не объединение людей на основе языка, вероисповедания или культуры - того что в принципе можно было бы ожидать от настоящих потомков финнов, ижоры или других народов, когда-то живших на территории современной ленобласти. В основном их объединяет широпаевская ненависть к России, увлечение краеведением и либеральные взгляды, хотя последние два пункта находятся под большим вопросом.
Естественно, лично я отношусь к идее “Ингермандандии” отрицательно. По мне - это вредный конструкт,
симулякр, никак не связанный с реальностью. И как любое подобное начинание, приводящее к очень печальным последствиям.
Недавно в сообществе “Ингерманландия” в ВК был такой пост:
Картинка к посту крупным планом:
Вопрос с всеобщей неграмотностью населения Российской Империи серьезный. Конечно, число неграмотных, которое приводятся здесь для прибалтийских губерний не соответствует действительности. Но все же процент грамотных в прибалтийских губерниях значительно выше (около 70-80%) , чем в среднем по России. Здесь я не хочу разбирать лютеранскую специфику этой грамотности или имеет ли смысл такое образования. Лишь позволю себе вспомнить как Левин в «Анне Карениной» не понимал чем знание сложения, вычитания и катехизиса само по себе поможет русскому народу. Когда, впоследствии большевики решали (и успешно решили) задачу всеобщей грамотности это происходило вместе со сменой всего старого уклада жизни, и, в итоге, народ получил не просто образование, он получил и воспринял высочайшую культуру.
Но меня здесь заинтересовало другое, а именно каков процент нерусского населения, реально проживавшего тогда на территории Петербургской губернии? К моему счастью, сейчас ко многим архивным документам существует открытый (и даже не требующий регистрации) доступ на сайте Российской Национальной Библиотеки. Есть там и
данные по переписи 1897 года для Петербургской губернии. Что мы можем видеть:
По таблице видно, что тех, кого можно было бы назвать “ингерманландцами”, т.е. финнов, эстов и ижорцев по всей губернии набирается 9,9%. (при числе русских 82,4%)
Если отбросить Санкт-Петербург, крупные уездные города, то по губернии эти народы составляют 23,2%. (при числе русских 74,3%)
Кроме языка в переписи рассматривается еще один параметр - вероисповедание. Специально привожу кусок таблицы, в котором видно как язык соотносится с религией.
Видно, что большинство лютеран среди представителей именно этих трех народов. Отдельно можно, что среди них 27 тысяч православных.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что, по крайней мере, век назад лютеранские народы занимали примерно такое же место в жизни губернии, как современные крымские татары занимают в жизни Крыма: были большим и значимым меньшинством, но все же несравнимым по численности с основным русским населением.