Jun 28, 2016 14:22
Новости о результатах референдума в Великобритании вызвали оживлённые отклики в России. Пишут о Европе, готовой обрушиться в руины, о параде суверенитетов, который вот-вот захлестнёт старушку, уничтожив ЕС. Путиноиды торжествуют, воспевая прозорливость своего кумира (впрочем, это они делают при каждом удобном случае) и предрекая отмену санкций и изменение всей европейской политики в отношении РФ.
Несколькими неделями ранее мне довелось просмотреть репортаж «Вестей недели», в чёрных красках рисующий жизнь Европы. Там и толпы французской молодёжи, не способной найти себе работу, и бунтующий против брюссельской бюрократии народ на улицах, и кризис с беженцами, и миллионные забастовки, и экономический спад, и даже скорый распад всей сложившейся в Старом Свете политической системы. Уверен, что после просмотра данной передачи на российском телевидении многие зрители с облегчением вздохнули, ведь в РФ ничего похожего не происходит. Безработица низка, забастовок в принципе не бывает, а путинская гвардия наделена правом стрелять в протестующих на улицах и даже закупила недавно с этой целью новенькие гранатомёты и огнемёты. Закалённые в боях бородатые кадыровцы, составляющие основу армии путинских карателей, защитят стабильность, а многотысячный штат других спецподразделений от ОМОНа до оперативников политического сыска ЦПЭ поможет им в этом. Страна может спать спокойно, европейская смута нам не грозит.
Репортаж тот, кстати, оказался абсолютно лживым, наполненным искажениями, подтасовками и откровенным враньем, и французский «Canal +» даже выпустил отдельную передачу, посвящённую его анализу и разоблачению лжи. Но и в целом восприятие россиянами событий в Европе в большинстве далеко от адекватного. Многие просто не понимают (или не хотят понимать) западную систему социальной организации и её отличие от российской.
«Что немцу хорошо, то русскому смерть» - афоризм, хорошо отражающий суть этих различий. Общественные бурления являются нормальным европейским состоянием, и нельзя судить о происходящих там волнениях по российским меркам. Например, забастовки являются в Европе важным средством борьбы трудящихся за благополучие, которое полностью легитимно с точки зрения права и общественного сознания. Культура уличных протестов не выходит там за рамки системы, а является её частью, обеспечивающей общую социальную устойчивость. Сам факт проведения массовых забастовок в Европе ещё не означает социально-экономического краха, вожделенного для её противников.
В России наоборот: факт отсутствия забастовок и слабость социальных протестов вовсе не говорит о том, что в стране всё в порядке. У нас если люди вдруг массово выходят на улицы, то это свидетельство крайнего градуса недовольства, легко способного перелиться в революционные события. Европа бастует, обладая высоким уровнем жизни и заработной платы, превосходными социальными гарантиями, а РФ молчит, утопая в нищете и бесправии.
Думаю, что разговоры о руинах Европы после референдума о Brexit не стоят и выеденного яйца. И путинской банде ничего позитивного тут не светит. Членство Великобритании в НАТО будет продолжаться независимо от ЕС, а в шенгенскую зону она и ранее не входила. Сохранятся и торговые, и политические связи. И ничего глобального не случится с высокоразвитой британской экономикой, в отличие от слаборазвитой экономики РФ, обречённой на рецессию. Если же Brexit приведёт к замедлению или снижению экономических показателей в Европе, то это, прежде всего, негативно отразится именно на РФ, как на поставщике сырья, зависимом от конъюнктуры рынка.
В Европе, конечно, существует масса серьёзных проблем, и референдумы как раз призваны помочь их решению. Думаю, что само использование института прямой демократии в европейских странах добавляет им жизнеспособности, несмотря на непредсказуемость результатов. Миграционный кризис, расовая, межэтническая напряжённость, беженцы - это не шутки, а реальные проблемы, которые будут неизбежно иметь далеко идущие негативные последствия. Механизмы Европейского Союза имеют явные глубокие изъяны, если стал возможен такой результат волеизъявления британцев. Однако внутренние сложности России не меньше, а то и превосходят европейские. И их решение лежит на путях пролегающих не вне страны, а внутри неё.
Дмитрий Бобров