Оригинал взят у
ns_initiative в
Володя Злобин о книге руководителя Шульц-88 "Записки военнопленного"Отличительная черта мемуаров Шульца от других тюремных воспоминаний заключается в том, что они претендуют на интеллектуальное звание. Автор насыщает текст множеством отсылок к европейскому культурному опыту. Упоминание то Говарда Лавкравта, то Эдгара По, а сами мемуары начинаются с отсылки к Малевичу. Шульц старательно пытается создать себе образ н просто сидельца, а интеллектуала.
И это сполна ему удается настолько, что порой встречается настоящая заумь. Как то: «О подобном выражении лица Харуки Мураками писал, что оно возникает у многоопытного музыкального критика слушающего фортепьянную сонату Скрябина».
Ну да, действительно, сразу об этом подумал :-)
Из вывернутого на страницах интеллектуального опыта, который теперь соответствует образу Шульца, как талантливого публициста, вытекает самый широкий набор исторических и нравственных образов. В них входят и Христос, и победоносные русские солдаты в Берлине и т.п. Что в среде неоязыческой и антисоветской может вызвать разные толкования.
Продолжая интеллектуальную тематику надо сказать о фигуре Пети, сокамерника Боброва. В мемуарах она выполняет функцию оппонента, спорщика, человека несогласного с убеждениями автора. На этой почве легко и красиво можно изложить собственные взгляды. Но вот именно это изложение мне показалось слишком уж декларативно-пафосным, что, наверно, вполне оправданно. Правда от этого как-то лубочно и глупо выглядит сам Петя с его фразами, а-ля:
"- Звучит довольно убедительно, однако, я не понял в чём уникальность так называемого «Третьего Пути» сравнительно с коммунизмом. У коммунизма и фашизма столько общего, что они похожи на братьев-близнецов."
Как по мне, фигура Петра в художественном плане показалась искаженной ради центрального в книге диалога. Вроде умный парень, читающий право, махинатор, интересующийся миром, с которым автор постоянно беседовал по самому широкому кругу социально-политических вопросов. Но в том же диалоге о фашизме он выглядит как обыкновенный дурачок. Это вполне реально выглядит как позиция овоща, но, насколько я понял, Петя таковым не является.
Тем самым, глава «разговор о фашизме» ловким авторским ходом превращается в своеобразный катехезис национал-социалиста от Шульца. А там и пропаганда идей, утверждение и донесение своей позиции до самых разных людей. Правда, можно поспорить с некоторыми из многочисленных исторических или социальных примеров, которые приводит Бобров в этой ключевой главе.
Подытоживая: книга написана интересно, ладным и приятным языком. Читается легко и без запинки, предлагая читателю кроме интересного сюжета, выстроенного на злоключениях автора, еще и неплохую интеллектуальную пищу для ума. Нельзя не отметить и честность автора, который не делает из себя супермэна, а описывает то, как оно есть. Например, доказательство тому может быть эпизод, когда Бобров упомянул, что в одной из камер, во время прессинга, его избили.
Первая часть книги "Записки Военопленного" заставляет, не смотря на тягость тематики, ждать продолжения.
________________________________________________________________________
В Санкт-Петербурге приобрести книжку можно двумя способами. По будним дням, с 10:00 до 17:00, Вы можете забрать «Записки военнопленного» у станции метро «Сенная площадь», предварительно сделав заказ по телефону 89818150561. СТОИМОСТЬ КНИГИ 200 РУБЛЕЙ. В субботу или воскресенье Вы можете получить книгу, договорившись о встрече по телефону 89522417379. Жителям регионов для получения книги необходимо: 1. Отправить 250 рублей на Яндекс-кошелёк: 4100 1122 8756 693; 2. Написать на
dima_piter@mail.ru исьмо с указанием времени отправления перевода, полным почтовым адресом и ФИО получателя; 3. Получить книгу в почтовом отделении после получения соответствующего извещения;