Как повысить эффективность пожарной безопасности объектов

Apr 22, 2014 10:56

СОДЕРЖАНИЕ ПРОВЕРОК ОРГАНОВ ГПН И СОВРЕМЕННЫЕ ЗАДАЧИ



В содержание проверок, осуществляе­мых органами ГПН, входит, как минимум, две составляющие. Первая - это выявление всех имеющихся НТПБ на момент проверки. И вто­рая - это правовое воздействие на ответ­ственных лиц. Вторая составляющая - это, без сомнений, государственная функция. А вот первая составляющая - «выявление всех имеющихся НТПБ на момент проверки» - фактически является оценкой состояния,т.е. экспертизой. Очевидно, что такая эксперт­ная работа не являются функцией государ­ства. Поэтому функция: «государственный пожарный надзор» не может быть одной из форм оценки соответствия ТПБ, как это оши­бочно закреплено в ст. 144 Федерального за­кона РФ от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Техни­ческий регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее ФЗ-123). И эта ст. 144 не может быть истолкована в том смысле, что организации могут выбирать себе проверяю­щего: либо государственного инспектора, либо частного эксперта. Государство всегда было, есть и будет «проверяющим». Осво­бождение органами ГПН от проверок орга­низаций по программе НОР - это выполнение задачи: уменьшение государства в системе ОПБ. А совсем не программа по выбору себе проверяющего. У функции «государственный пожарный надзор» другая задача.
В сложившейся практике самым слабым звеном является качество экспертных работ. Общеизвестно, что инспектор выявляет 1/5- 1/6 от фактически имеющихся на момент про­верки НТПБ. Это объективный фактор.

И самое главное - это вопрос ответствен­ности за пожарную безопасность. Коль ско­ро инспектор выполняет экспертные рабо­ты, то и ответственность он несет за пожары как эксперт. Когда государственные пожар­ные инспекторы сами выявляют нарушения требований ПБ, формируется ложное пред­ставление у руководителей и предпринима­телей, что ничего дополнительного к тому, что написал государственный инспектор, предпринимать не надо. Однако это не так. Дело в том, что «мимолетные» проверки ор­ганов ГПН не эффективны. Чтобы разобрать­ся в сложных вопросах, необходимо иметь гораздо больше времени, чем отводится для проверки пожарному инспектору.
Почему негосударственные экспертные работы стали функциями органов ГПН? Уже обращалось внимание специалистов, что раз­государствление правоотношений в системе ПБ страны не произошло с 1992 г. Поэтому до настоящего времени действует философия советской «единой фабрики» (ж. «Пожаров- зрывобезопасность», 2010, №11, стр. 8). Об­ратимся к законодательству и руководящим документам органов ГПН, чтобы получить от­вет на два вопроса. Первый: «Обязывают ли нормы права органы ГПН выявлять все име­ющиеся на момент проверки НТПБ?».  В Положении о Федеральном государственном по­жарном надзоре написали: органы ГПН осу­ществляют деятельность, направленную на выявление нарушений требований пожар­ной безопасности; инспекторы выдают пред­писания об устранении выявленных наруше­ний требований пожарной безопасности. В Административном регламенте по надзору за выполнением требований пожарной безопас­ности (МЧС) установлено, что должностные лица органов ГПН обязаны исполнять пол­номочия по выявлению нарушений требова­ний пожарной безопасности. Теперь надо от­ветить на второй вопрос: «Обязывают ли нормы права организации самим выявлять все имеющиеся НТПБ и самим не допускать нарушения всех установленных ТПБ?». В Фе­деральном законе № 69-ФЗ от 21.12.94 г. «О пожарной безопасности» (далее ФЗ-69) запи­сано, что руководители организации обяза­ны соблюдать требования пожарной безопас­ности. Но всем известно, что 99%требований не относится напрямую лично к руководите­лю, а является обязанностью работников предприятия. Поэтому такая юридическая формулировка не обязывает руководителя «не допускать» нарушений другими и «выяв­лять нарушения, допущенные» другими. И в Правилах противопожарного режима в РФ не установлены эти обязанности руководите­ля «не допускать» и «выявлять». Так что же получается? Руководители предприятий и организаций не обязаны выявлять НТПБ, а инспектор обязан.
Органы ГПН должны сказать предпри­ятиям и организациям: «Сами без нас не до­пускайте нарушений требований пожарной безопасности. Сами без нас выявляйте до­пущенные нарушения. Вне зависимости, при­дем ли мы для контроля или не придем. Это ваши обязанности, а не наши».
Учитывая сказанное, необходимо из со­держания проверок органов ГПН исключить экспертные работы по выявлению при про­верках организаций «всех имеющихся на мо­мент проверки НТПБ». Тогда встает вопрос: «А кто должен выявлять НТПБ?»В КАЖДОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ДОЛЖНА БЫТЬ «СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТЬЮ»

Мы говорили о том, что в ФЗ-69 записано, что руководители организации обязаны со­блюдать требования пожарной безопаснос­ти. Противоречие, как уже было сказано вы­ше, в том, что 99% требований не относится напрямую лично к руководителю а являются обязанностью работников предприятия. По­этому руководитель не можетлично их ни на­рушить, ни соблюсти. Известно, что система ПБ состоит, как минимум, из 1 200 параметров. Значит, мест, где могут быть нарушены (мест, где должны соблюдаться) ТПБ, - миллионы. А контроль за миллионами этих мест один ру­ководитель не можетлично осуществить. По­чему тогда в законе записано «руководитель обязан соблюдать»? Установлено, что руко­водитель организации осуществляет непо­средственное руководство системой пожар­ной безопасности. Но законодательством не определено, что такое система пожарной без­опасности. Тогда чем руководить? Более того, указано, что в эту систему входит «комплекс организационно-технических мероприятий». Но ни в одном руководящем или правовом документе либо методичке вы не найдете ква­лифицированных и современных пояснений: «Что такое «организационно-технические ме­роприятия?». А руководителю надо разраба­тывать такие мероприятия, а инспектору их надо контролировать. Т.е. разрабатывать и контролировать то, что никто не знает.

Правила противопожарного режима в РФ установили, что руководитель организации назначает лицо, ответственное за пожарную безопасность, которое должно «обеспечить соблюдение требований...». Возникают во­просы: зачем назначать лицо, «ответствен­ное за пожарную безопасность», если руково­дитель за это уже отвечает? И почему руководитель сам не может «обеспечить со­блюдение требований...», а назначает себе дублера?
Далее мы видим, что должны назначать­ся так называемые «ответственные лица» за ОПБ или проведение отдельных работ. Об­ратим внимание, что должностные лица: руко- водители линейных и функциональных структурных подразделений - это и есть от­ветственные лица. И тогда зачем назначать еще группу ответственных лиц? Тем самым создавать параллельную систему управле­ния из т.н. «ответственных лиц». Статус и по­рядок назначения которых не определен, а полномочия не установлены. А значит, и юри­дическая ответственность не может насту­пить. Соответственно эта параллельная струк­тура не будет работать и не работает.
В100 ТПБ из 500, имеющихся в Правилах противопожарного режима в РФ, записано, что руководитель должен:
  • сообщать подразделениям пожарной охраны данные об опасных (взрывоо­пасных) сильнодействующих ядовитых веществах;
  • обеспечить наличие планов эвакуации людей при пожаре;
  • обеспечить наличие табличек с номе­ром телефона;
  • обеспечить наличие исправных элек­трических фонарей;
  • обеспечить объект огнетушителями;
  • в обеспечить своевременную очистку от горючих отходов, мусора и тары;
  • осуществить проверку и ремонт печей и котельных;
  • обеспечить проведение очистки дымо­ходов и печей от сажи;
  • обеспечить исправность клапанов му­соропроводов.

Возникает вопрос, если в 100 требова­ниях записано, что за них отвечает руководи­тель, то кто отвечает за остальные 400 ТПБ, имеющихся в Правилах противопожарного режима в РФ?
Возьмем руководящие документы орга­нов ГПН, В Административном регламенте по надзору за выполнением требований пожар­ной безопасности (МЧС) сказано, что при про­верке организаций решения надо принимать «...с учетом разграничения ответственнос­ти и полномочий за обеспечение пожарной безопасности по каждому ... должностному лицу». Однако документа, который разгра­ничивает ответственность и полномочия должностных лиц за обеспечение ПБ «внут­ри» организации, нет. Никакого пожарно­технического смысла не заложено в слова: «проверить правила поведения людей», «про­верить порядок организации производства?» (ст. 43 регламента).
Обратили внимание, как много противо­речий? И все они относятся к управленческим функциям руководителя и к организации уп­равления предприятием в целом. Мы видим, что в вопросах проверки «внутренних» уп­равленческих процессов на предприятии ор­ганы ГПН проявляют непоследовательность. И главное, что нормами права для объектов экономики и социальной сферы не установ­лена система, которая «не допускает НТПБ», и не установлена система, «выявляющая до­пущенные НТПБ». Почему государство не тре­бует обеспечивать ПБ через существующую и действующую в организации, на территории, в отрасли систему их управления? Ведь орга­низация производства, обеспечение качес­тва, безопасности, экологии и др. полезных вещей осуществляется и реализуется через соответствующую систему управления.
Почему в других государственных надзор­ных структурах безопасность обеспечивает­ся через стандарты, регулирующие «управ­ленческие процессы внутри организации»? Например, промышленной безопасностью: ГОСТ Р 12.0.007-2009 «Система стандартов безопасности труда. Системы управления ох­раной труда в организации. Общие требова­ния по разработке, применению, оценке и совершенствованию». И только ПБ, как мы видели, осуществляется не через систему. Может быть, ПБ - это что-то примитивное, не требующее сложных методов управления? Но ПБ - это государственное, муниципаль­ное, отраслевое и корпоративное управле­ние. Это и управление производственными технологиями и технологиями проектирова­ния. Это и дисциплина общественного пове­дения, и дисциплина труда и организован­ность. Это и финансовая дисциплина, включая оценку экономической эффективности. ПБ - это часть производства, это часть эконо­мики и часть нашей жизни. А жизнь прими­тивными методами не урегулируешь. Госу­дарство установило обязанности «что соблюдать», но неправильно установило обя­занности «как соблюдать». И тем самым со­здало управленческий хаос, приводящий к «пожарному» беспорядку.
Поэтому на каждом предприятии, в каж­дой организации должна быть «Система уп­равления пожарной безопасностью» (далее СУПБ). Противопожарное законодательство должно регулировать процессы управления обеспечением пожарной безопасности «вну­три» организации. СУПБ должна быть объек­том правового и технического нормирования.
В настоящее время возведенные и сдан­ные в эксплуатацию здания и сооружения подлежат проверке органами ГПН только че­рез 3 года. При принятии такого решения имелось в виду, что новое здание не имеет НТПБ и что там проверять нечего. Но это принципиальная ошибка властей. Дело в том, что при принятии решения об отсрочке меро­приятий по контролю на 3 года верх взяли экономико-либеральные структуры.
ПБ вновь построенного и еще не эксплу­атируемого здания и ПБ эксплуатируемого здания - это разные вещи. ПБ построенно­го здания выражается в противопожарных инженерно-технических и противопожарных архитектурно-конструктивных (объемно-пла­нировочных) системах и средствах. А П Б экс­плуатируемого здания,кроме перечисленно­го, включает и противопожарный режим и СУПБ. А без противопожарного режима, кото­рый реализуется через СУПБ, ПБ не обеспе­чишь. Это очевидно. Поэтому в организаци- ях-пользователях вводимых в эксплуатацию зданий должны быть сформированы СУПБ. И в целях ограничения административных барьеров и уменьшения объемов госу­дарственного контроля представляется це­лесообразным ввести сертификацию СУПБ организации-пользователей сдаваемых в экс­плуатацию зданий и сооружений.
Отсутствие в организации СУПБ - это уг­роза возникновения пожара, это угроза при­чинения вреда.
Теория пожарной безопасности уже мно­го лет пытается понять физику вопроса «уг­роза пожара». Т.е. понять, предугадать и предвидеть тот момент, когда совпадает не­сколько неких явлений и процессов, приво­дящих к возникновению неконтролируемо­го горения. И определить, какие нарушения требований пожарной безопасности создают угрозу возникновения пожара. Мы не знаем, поймет ли это наука. Но многие согласятся с утверждением, что угроза пожара - это ко­гда в организации не занимаются своей ПБ. И там существует пожарный бардак и хаос. В конце концов, наступает и тот«момент», и те некие «явления и процессы», приводящие к пожару. Поэтому отсутствие на предприятии и в организации СУПБ - это и есть угроза возникновения пожара. Представляется це­лесообразным закрепить как техническую норму, что «отсутствие в организации СУПБ - это угроза возникновения пожара, это угро­за причинения вреда».ПОЖАРНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ

При рассмотрении вопроса, почему НОР недостаточно востребован, был сделан вы­вод о том, что для обеспечения ПБ необходи­мы положительные воздействия на управ­ленческие процессы ОПБ и более длительные контрольные мероприятия, чем НОР. А что может быть положительным воздействием и «более длительным контрольным меропри­ятием»? По нашему мнению, это «пожарно­профилактическая работа» (далее ППР). ППР - это специальный вид работ, осущест­вляемый в организации по «недопущению и выявлению НТПБ и их устранению», по раз­работке противопожарных мероприятий и др. Мы пока не приводим точного определе­ния. Но скажем, и специалисты легко пой­мут, о чем речь. Предлагаемая нами профи­лактическая работа построена на принципах объектовой пожарной охраны МВД, МЧС. Весь более чем 60-летний опыт объектовой по­жарной охраны в СССР и новой России пока­зал огромную полезность такой работы. Мы утверждаем, что объектовая пожарная охра­на принесла и приносит больше пользы, чем «мимолетные» проверки органов ГПН. Что положительного в ППР? Первое. ППР - это активный и организующий элемент СУПБ. ППРявляется таким звеном, которое органи­зовывает противопожарную работу руково­дителей и специалистов без государствен­ных напоминаний и кнутов, чем превращает СУПБ в самоуправляемую систему. Самоуп- равляемость обеспечивается за счет того, что ППР обязана контролировать, обязана гото­вить проекты решений и обязана направлять их руководителю. А руководитель обязан принимать решения. Такая система работает без государства.
Второе. ППР - это тот регулятор, кото­рый воздействует на весь спектр параметров ПБ, на все 1 200 параметров. Третье. ППР, в отличие от НОР, обеспечивает соблюдение противопожарного режима, без которого ПБ не обеспечишь. Четвертое. В задачи ППР вхо­дит решение проблем ТПБ «капитального ха­рактера». Пятое. ППР может выполнять функ­ции компенсирующего противопожарного мероприятия в тех случаях, когда отдельные из «капитальных» ТПБ не могутбыть выпол­нены. Перечисленные полезные качества ППР делают ее необходимой объектам эконо­мики и социальной сферы. ППР можно еще назвать - «Работа по организации ПБ».
Вывод: пожарно-профилактическая ра­бота - главный элемент «Системы управления пожарной безопасностью» организации.ОБЪЕКТОМ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПОЖАРНОГО НАДЗОРА ДОЛЖНА БЫТЬ «СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТЬЮ» ОРГАНИЗАЦИИ

С точки зрения закона
Обратимся к законодательству и руково­дящим документам органов ГПН. ФЗ-69 гово­рит, что государственный пожарный надзор - это осуществление проверок деятельности организаций. В Административном регламен­те по надзору за выполнением требований пожарной безопасности (МЧС) в нарушение требования закона о том, что предметом над­зора является деятельность организаций по соблюдению, неправильно сформулировано: «предметом надзора является соблюдение требований ... организациями». Исключено коренное (в управленческом смысле) слово «деятельность». В другом месте Администра­тивного регламента написали, что предметом проверки является «оценка соответствия деятельности должностныхлиц». И далее рег­ламент устанавливает, что во время проведе­ния проверки анализируются правоустанав­ливающие документы, учредительные документы, приказы, распоряжения о назна­чении лиц, ответственных за противопожар­ное состояние, должностные инструкции, тех­ническая документация. Т.е. регламент близок к пониманию, что в этих документах «зарыта» СУПБ. Однако не раскрыл этой системы ин­спектору. Эти факты говорят о том, что прин­цип, что объектом государственного надзора организаций должна быть их «Система управ­ления пожарной безопасностью», неявно и слабо все-таки выражен в пожарном законо­дательстве - «деятельность организаций». Но в руководящих документах этот принцип написан непрофессиональным языком, что затрудняет понимание.
С точки зрения возможностей функции «государственный пожарный надзор» влиять на состояние ПБ
То, что инспектор органов ГПН за период времени, который ему отводится для провер­ки организации, выявляет незначительную часть имеющихся «видимых» НТПБ «капи­тального характера», а вопросы противопо­жарного режима он вообще не решает - это общеизвестные факты.
За основу работы инспектора взят прин­цип: «то, что глаза успели увидеть». Мы от­мечали, что система ПБ состоит, как минимум, из 1200 параметров. А «глаза» инспектора «успеваютувидеть», по нашему мнению, толь­ко 200 параметров. На остальные 1 ООО ни прямо, ни косвенно инспектор никакого вли­яния не оказывает.
Руководящие документы не определяют для инспектора, как, появляясь в организа­ции один раз в три года, решать проблему про­тивопожарного режима. Чтобы влиять на 1200 параметров, на объекте надо находиться го­раздо больше времени, чем отводится инспек­тору. Какой выход? Инспектор должен влиять на все 1200 параметров через СУПБ.
Однако практика работы органов ГПН идет своим 85-летним путем. Этот устарев­ший путь, когда пришедший на предприятие инспектор первым делом сам визуально осма­тривает территории,технологические уста­новки, оборудование, агрегаты, здания, со­оружения с задачей выявить все имеющиеся НТПБ. Выявленные нарушения включает в предписание. А вопросы противопожарного режима, повторим, вообще не решает. Т.е. объектом надзора являются территория, тех­нологическая установка, оборудование, агре­гаты, здания, сооружения. Но не деятельность организаций и не служебная деятельность должностных лиц, как это установлено за­конодательством. Так и написали в п. 45 Ад­министративного регламента по надзору за выполнением требований пожарной безопас­ности (МЧС).
А как должно быть? Первое, что должен сделать инспектор, придя в организацию, спросить у руководителя: «Сколько вы (либо специально выделенное должностное лицо) выявили НТПБ? И покажите план их устране­ния». А только затем пойти и посмотреть на территорию, технологические установки, обо­рудование, агрегаты, здания, сооружения. Но не с целью оценки соответствия, а с целью убедиться, выявляют или нет. А в акт инспек­тор включает НТПБ, которые выявил сам. Но сделать специальную запись, что НТПБ, кото­рые есть в организации на момент проверки, им (инспектором) выявлялись, не все. А вот что лично и полностью должен делать инспек­тор,так это проверить условия эвакуации лю­дей при пожаре. Т.е. если в первом случае «выявлялись не все, а только в том объеме ...», то во втором случае он должен выявить все и включить их в предписание. Объектом надзора для инспектора является и «Систе­ма управления пожарной безопасностью» и условия эвакуации людей при пожаре.
Этот путь превращает эксперта-инспектора в инспектора-контролера. И в случае по­жара прокуратуре и суду и в голову не придет привлекать к ответственности инспектора как основного виновника, ведь он НТПБ «выявлял и не все...». Будет привлечен тот, кто отвечает за «выявление всех НТПБ».
Таким образом, объектом государствен­ного пожарного надзора должна быть «Систе­ма управления пожарной безопасностью» ор­ганизаций.СЕРТИФИКАЦИЯ «СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТЬЮ» ОРГАНИЗАЦИЙ
Сложность формирования СУПБ состоит в том, что на каждом предприятии, в каждой организации своя «архитектура» управле­ния. И именно в эти более 2-х миллионов «разных архитектур управления», в более 2- х миллионов действующих в России юриди­ческих лиц надо встроить «технологии уп­равления пожарной безопасностью». Необходимо ввести в практику сертифика­цию «Систем управления пожарной безопас­ностью» организаций. За которую несет от­ветственность орган по сертификации. В этом случае «Сертификат соответствия» инспек­тор принимает, а организационные меропри­ятия не поверяет. Далее. Многие заключе­ния НОР включают в свой состав «Расчет пожарного риска». При освобождении орга­низаций от проверок инспектор должен про­верить соответствие исходных данных фак­тическим данным и требованиям правил проведения расчетов пожарного риска. В тех случаях, когда исходными данными является техническое состояние противопожарных инженерно-технических систем (автомати­ки обнаружения и тушения пожара, дымоуда­ления, технологической, автоматики эвакуа­ции), тогда инспектор вместо своей проверки технического состояния может использовать сертификацию противопожарных систем. В этом случае «Сертификат соответствия» ин­спектор принимает, а техническое состояние противопожарных систем не проверяет.

В России действуют экспертные органи­зации, которые достаточно широко осущест­вляют сертификацию и систем управления, и систем обеспечения безопасности, и систем обеспечения качества. В сотрудничестве с органами ГПН они разработают необходи­мые методики и успешно проведут сертифи­кацию СУПБ.
Оценка соответствия «Систем управле­ния пожарной безопасностью» организаций, которые претендуют на освобождение от го­сударственных проверок, должна быть по­ручена органам по сертификации.
В данной статье поставлены задачи, ко­торые требуют значительного времени для их решения. Но, двигаясь в данном направле­нии, можно добиться огромных результатов в вопросах реального обеспечения пожарной безопасности на объектах, повысить эффек­тивность проверок, при этом не перегружая бизнес излишним контролем.
Авторы: Дубинин М.П., Президент Национального союза организаций в области обеспечения пожарной безопасности (НСОПБ), Афанасьев Н.В. Директор Департамента по организации саморегулирования НСОПБ, Жуков В.В., начальник отдела по организации НОР НСОПБ

пожарная безопасность, НСОПБ, НОР, сертификация

Previous post Next post
Up