Как-то раз я поняла, что мой старший сын гораздо больше похож по темпераменту на меня, чем младший. И что поэтому старшего сына я понимаю гораздо лучше, чем младшего. Есть там много разных нюансов, и один, о котором мне часто приходится думать - это терпеливость и усидчивость.
Сложно говорить об усидчивости ребенка в 3 года. Но если перед глазами недавно был такого же возраста ребенок с, прямо скажем, менее подвижным темпераментом, и если я сама в детстве была другой, то начинаются подспудно сравнения и вопросы. Или, вот, бабушка с дедушкой предлагают детей взять в цирк, а там программа два с половиной часа. Разве он сможет высидеть? Или, мы начинаем какое-то дело с Мишей, поделки делать, или стены мыть, огород сажать, все что угодно. Миша только в раж вошел, Евгений уже вокруг скачет, все ему наскучило. Ну, просто вот такой он.
Как везде в жизни, в человеческом, в детском темпераменте недостатки - это оборотные стороны достоинств. Недостаток под названием "нетерпеливость", "неусидчивость" - это оборотная сторона чего? Наверное, живости, способности переключаться, способности интересоваться чем-то новым. Может быть это даже адаптивная способность повышенная.
Пока, конечно, возраст такой, что это никому не мешает особо. Ну, придумаю я ему какое-нибудь другое дело, пока Миша то, начатое доделывает. Или не придумаю - он себя и сам порой неплохо развлекает. Понимаю, что с возрастом способность удерживать внимание, быть терпеливым - развивается. А если по-честному, то не у всех взрослых эти вещи развиты - вот у меня, например, бывают проблемы с тем, чтоб довести до конца дело, которое на середине перестало быть интересным. Приходится себя заставлять.
Я вот подумала, каким образом можно привить ребенку привычку быть терпеливым, привычку доделывать начатое, или для начала хотя бы концепцию того, что "начатое нужно доделать".
Что мне придумалось:
(И, понятное дело, начинаем с контекста хороших, устойчивых отношений привязанности, без них все без толку)
- Взрослому - самому быть примером того качества, которое хочешь привить. Учиться быть терпеливым, например, когда ребенок втягивает тебя в игру, не слишком интересную для взрослого. Следить за тем, чтобы доделывать свои, взрослые, начатые дела.
- Проговаривать при ребенке - сейчас доделаем это и начнем другое дело.
- Если есть возможность - выбирать менее затратные по времени дела, вот прям придумать дело, которое доделается за 2 минуты, и похвалить ребенка за то, что доделал!
- Использовать ритуалы: поели - убрали за собой - потом можно играть. Перед сном сначала убрали игрушки, потом купание и мультики. Понятно, что ребенок не обязательно будет участвовать, важно, чтобы он видел, что ритуал есть. Всякие есть уборочные игры, "уборка на пиратском корабле", "вызываем эвакуатор"... А сын мой, он такой свободный молодой человек, он не стесняется сказать "я не хочу, мама, убирать". Тогда я хитрю. Я говорю с сожалением: "Знаешь, я, конечно, могу убрать тут и сама, но это будет дольше, чем если вместе с тобой. А если я долго буду убирать, у меня не останется время показать тебе мультик".
- Вообще идеально было бы знать предел терпения ребенка или ощущать его, и стараться заканчивать дело к этому моменту.
- Какие-то дела можно разбивать на более короткие отрезы и делать несколько дней по кусочку в день.
- Хвалить за доделанное или за проявленное терпение (например, за то, что вытерпел длинную поездку в общественном транспорте).
- Не прерывать по возможности занятия, которым ребенок готов уделить много времени по собственной инициативе (это может быть что угодно - например, кидать грязь в лужу).
- Наверное, самое главное, самое простое и самое забывающееся правило - уважать право человека быть таким, какой он есть.