Чили, песни и судьбы: Эктор Павес (1.XII.1932-14.VII.1975)

Mar 22, 2009 18:10


Очевидцы его выступлений пишут - он не просто блистал на сцене, его присутствие обладало особым магнетизмом. Зрители забывали обо всём, когда на сцену выходил с гитарой Эктор Павес, «El Indio», в неизменных своих сандалиях и белоснежных брюках… Лицо - худое, резко очерченное, запоминающееся с первого взгляда. Голос - мягкий, гибкий, чем-то неуловимо напоминающий голос его всемирно известного товарища и сверстника Виктора Хары. Нам, воспитанным на романтических героях Майн Рида и Гойко Митича, странно слышать, что в глазах прирождённого чилийца кличка «Индеец» отнюдь не престижна. Индейская кровь - скорее знак изгойства, плебейства, унижения… или вызова.


 http://www.esnips.com/CreateWidgetAction.ns?type=0&objectid=980355c2-110f-4d65-9c86-ead9632e01b6

Héctor Pavez Casanova родился в Сантьяго. Мать-портниха и отец, в прошлом крестьянин, перебравшийся на заработки в столицу, с трудом сводили концы с концами, но позаботились о том, чтобы многочисленные дети получили хотя бы начальное образование. Окончив лицей, Эктор поступил в Театральную школу при Университете Сантьяго. Там завязались многолетние дружеские связи с Виктором Харой, Нельсоном Вильягрой, Дельфиной Гусман и другими молодыми артистами, его приглашали участвовать в постановках интереснейшего Экспериментального театра… И всё же в 1957 году он решил посвятить себя не сцене, а фольклористике. Ансамбль «Millaray», душой которого стали он и его будущая жена Габриэла Писарро, занял уникальное место среди многочисленных тогда фольклорных коллективов: его участники изучали и пропагандировали фольклор труднодоступного южного архипелага Чилоэ, где жили простые и неразговорчивые «труженики моря» - рыбаки, перевозчики и верные жёны, терпеливо ждавшие тех, кто доверил свою жизнь стихиям…

Но прошло ещё несколько лет - и Габриэла Писарро осталась в ансамбле в качестве «маэстры», а Эктор Павес вновь решил пойти своим, неизведанным путём. В 1965-м он уходит из «Millaray», выступает как солист на самых разных площадках - особенно часто у Виолеты Парра в Carpa de la Reina, - у него начинают выходить пластинки. В 1967-м он принимает участие в гастрольном турне большой группы чилийских музыкантов по Европе, проходившем под эгидой знаменитой антрепризы "Chile Ríe y Canta": Париж, Берлин, Будапешт, Рим, Мадрид, Прага, Ленинград, Москва... По возвращении из этого путешествия вместе со своими сёстрами Нелли и Ракель создаёт собственный фольклорный коллектив - ансамбль "Héctor Pavez, cantos y danzas".


 Фото с пластинки 1970 г.

Представитель того направления чилийской фольклористики, основы которого заложили Маргот Лойола и Виолета Парра, Эктор Павес главную свою задачу видел в том, чтобы сохранить и донести до
всего общества музыкально-поэтическое творчество простого народа - крестьян, рыбаков, жителей городских окраин. Писатель Хосе Мигель Варас говорит о его работе: она была не просто сбором и обобщением материалов, накопленных во время поездок, но и отражением личности артиста,  "отмеченной страстными поисками красоты через самые подлинные выражения местной музыки, строгостью в исследовании истоков песни и танца, создававшихся чилийским народом на протяжении веков, и - превыше всего - его великолепным искусством певца".  (http://lostiemposdelaradiolina.bligoo.com/content/view/107708/HECTOR_PAVEZ_CASANOVA_recopilador_de_folclor_chilote.html).
Подлинность фольклора подразумевала не только отсутствие псевдоромантического приукрашивания, призванного ласкать глаз и слух "чистой публики". За народными танцами и песнями стояла реальность, их породившая, со всеми её тяготами и надеждами. Путь от исследования фольклора к песне социальной был вполне логичен и естественен для музыкантов этого круга. Именно такой была творческая эволюция Виолеты Парра; вслед за нею этот путь прошло и поколение её учеников - в том числе и Эктор Павес. Иногда у него рождались и собственные песни (самая известная из них - написанная в 1962 году "Cueca de la C.U.T.", посвящение чилийским профсоюзам). Но истинную славу он обрёл как исполнитель народных произведений. Именно он считается по сей день лучшим исполнителем известного романса «Corazón de escarcha» (автор - Chilote Campos, время создания - 30-е или 40-е годы, текст здесь: http://www.cancioneros.com/nc.php?NM=5439), который многие блистательные певцы озвучивали со сцены и на пластинках: http://www.esnips.com/CreateWidgetAction.ns?type=0&objectid=8327906f-f6c1-495b-ad9c-07d002d31aef

За сценой оставалась повседневная культурная работа - преподавание (жители столичного побласьона Pedro Montt по сей день с благодарностью вспоминают работу семьи Павес в местном культурном центре: Эктор вёл класс гитары, Нелли и Ракель учили танцевать куэку), участие в предвыборных баталиях... Что такое чилийские избирательные кампании 60-х и начала 70-х и какую роль в них играли музыканты и артисты - нам трудно себе даже представить. В одном из чилийских интернет-архивов мне попалась на глаза газетная вырезка - март 1970, вскоре после создания блока Unidad Popular. На сцене одного из столичных театров собрались одновременно около 200 музыкантов, с речью к присутствующим обратился кандидат от социалистов Сальвадор Альенде. Эктор Павес возглавил в историческом 1970-м комитет деятелей искусств в поддержку блока «Народное Единства» (Comité de Artistas Populares). Каждого кандидата сопровождала в поездках по стране группа артистов, предвыборный митинг плавно переходил в концертную программу, преследовавшую не столько развлекательные, сколько просветительские и, конечно, агитационные цели. Была такая "группа поддержки" и у будущего президента Альенде - неизменным её участником был, опять же, Эктор Павес.

…А ещё у него было очень больное сердце. Настолько больное, что многие коллеги об этом знали. Незадолго до переворота знаменитый журналист Рикардо Гарсиа задал ему этот вопрос напрямую. Ответ был примерно такой: «Да, мне говорили, что нужна операция по пересадке сердечного клапана… Но я не могу оставаться в покое, когда в стране происходит множество таких вещей, которые требуют активного участия. Они помогают мне жить». Операцию пришлось перенести, назначенная дата совпала с путчем «танкасо» 29 июня 1973-го. После операции певец нуждался в полном покое. Но вскоре настал чёрный день 11 сентября…

Через несколько недель после переворота группа музыкантов решилась на отчаянный шаг. К тому времени хунта уже образовала своё «культурное ведомство». Погиб Виктор Хара, покинули страну Патрисио Маннс, Исабель Парра, Освальдо Родригес… Судьба других требовала немедленного вмешательства: ансамбли «Инти-Иллимани» и «Килапаюн» не могли вернуться в страну с зарубежных гастролей, им просто отказали во въездных визах; Анхель Парра находился в заключении и подвергался пыткам на Национальном стадионе в Сантьяго; по всей стране закрывались пеньи, свирепствовала цензура, горели книги, афиши, пластинки... Тех, кто отважился в этих условиях вступиться за товарищей по цеху, нашлось 7 или 8 человек: Маргот Лойола, Ильда Парра, Омеро Каро - молодой бард, успевший к тому времени выпустить одну пластинку... Депутацию возглавил Эктор Павес, которого переворот застал на посту руководителя профсоюза фольклористов и гитаристов (профсоюзы тоже были распущены новой властью). Наверняка не по должности пошёл, а по зову сердца, которому так нужен был покой. Наверняка его отговаривали родные и друзья, которые тревожились и за его здоровье, и за то, что хунта вот-вот припомнит ему политическую активность предыдущих лет, гражданская позиция певца была всем известна… Новое «культурное ведомство» ответило жёстким отказом, музыканты остались при своём -  в изгнании, в тюрьме,  в ожидании расправы.

Стало окончательно ясно: надо уезжать. На лечение в Париж Эктор Павес отправился в сопровождении сестры Ракель, жена и пятеро детей остались в Чили. Во Франции он вместе с другими эмигрантами возродил ансамбль чилийской песни и танца, собравший 50 тысяч зрителей на первомайском празднике газеты «Юманите» (1974). Певец по-прежнему выступал повсюду, где были люди, неравнодушные к трагедии его страны: в Бельгии, Италии, других странах… Пел на митингах солидарности, сопровождал в поездках Ортенсию Бусси - вдову президента Альенде, откладывая повторную операцию на сердце до лучших времён. Врачи и близкие говорили - ждать нельзя, надо срочно оперировать. Да он и сам это знал лучше, чем кто бы то ни было… И не успел.
Эктор Павес умер на чужбине, в Париже, не дожив до 43 лет.  Похоронен на знаменитом кладбище Пер-Лашез неподалёку от Эдит Пиаф и Джима Моррисона. Каждый год 14 июля чилийцы, живущие в Париже, приходят туда с цветами. День взятия Бастилии совпал с днём его памяти. Габриэлы Писарро не стало в 1999 году. Старшие дети продолжают семейную традицию: дочь Валентина посвятила себя хореографии, сын Эктор (Héctor Pavez Pizarro, «El Gitano», р. 1964) - музыкант и певец, исполняющий в основном чилийский фольклор, в том числе и песни из репертуара отца.

Сольная дискография (всё скачивается): http://sellodicap.blogspot.com/2008/12/hctor-pavez-x-4.html
Сайт, посвященный Эктору Павесу: http://www.indiopavez.scd.cl/index1024.html
Краткая биография (на испанском): http://es.wikipedia.org/wiki/H%C3%A9ctor_Pavez
Книга о жизни и творчестве (аннотация): http://www.musica.cl/noticia.php?fId=4761. Автор монографии - профессор музыки Карлос Вальядарес, в конце 60-х и начале 70-х в составе дуэта "Los Emigrantes" (Carlos Valladares, Enrique San Martín) принимавший участие в записи пластинок Роланда Аларкона, Эктора Павеса и других авторов.
Эктор Павес Писарро. "Vals a mi Padre" (видео): http://www.youtube.com/watch?v=b3V28QZwyOA

nueva canción, music, ^, chile, héctor pavez, folklore

Previous post Next post
Up