Сообщили...
http://regnum.ru/news/1934677.html Литва юридически открывает свою территорию для армии США
Войскам США будет позволено без ограничений пользоваться всей военной инфраструктурой Литвы
ВИЛЬНЮС,
18 июня 2015, 11:36 - REGNUM Литва и США планируют подписать межправительственное соглашение о более тесном военном сотрудничестве, сообщилиИА REGNUM сегодня, 18 июня, в Минобороны Литвы.
Правительство уже поручило Министерству иностранных дел при обмене дипломатическими нотами заключить соглашение, которое предусматривает возможность для военных сил США попасть на находящиеся в Литве объекты и зоны и пользоваться ими, укрепляя сотрудничество в области обороны и осуществляя совместные проекты по строительству военной инфраструктуры.
По утверждению Министерства обороны, соглашение предоставит возможность силам США «попасть на военные территории Литвы (военные единицы, полигоны)». Такое соглашение будет заключено на два года с возможностью продлить срок.
В ноте США Литве указано, что военные силы США и подрядчики смогут в рамках оговоренной деятельности без ограничений использовать учебные полигоны в Клайпеде, Пабраде и Рукле, авиабазу в Шяуляй и другие литовские объекты и зоны, которыми Литва сможет разрешить США пользоваться в будущем. «Объектами инфраструктуры и зонами в Литве может быть разрешено пользоваться исключительно только военным силам США или военным силам и Литовской армии вместе», - говорится в ноте.
Мне одной кажется, что нота США (особенно то, что я выделила жирным) сильно смахивает на распоряжения колониальной администрации какого-нибудь юга Африки недоброй памяти начала ХХ века?.. Ох, боюсь, дойдёт вскоре дело и до реального апартеида. И на входе в пристанционный буфет какого-нибудь посёлка под Клайпедой появится табличка на туземном: "Только для англоговорящих"...
Для меня это - личное горе.
В советские времена - где москвичи проводили летний отпуск? Правильно, - на морском побережье. Или Чёрное море (Анапа там, Сочи с предместьями вроде Лазаревского, а также Крым), или Прибалтика. Мама, а вслед за ней подневольная я (школьница, потом студентка) не любила жару и давку, а стало быть, в Сочи мы даже не совались, в Крым съездили один раз, а "нашим всё" стала Эстония и особенно Литва.
Я успела оценить и полюбить красоту и загадочность литовских хвойных лесов, где на перекрёстке двух тропинок ввиду отсутствия людей зримо ощущалось присутствие Бога (буквальное, - идёте это вы по тропе, окутанной туманом, и на пересечении с перпендикулярной тропой вам открывается вид на католическую божницу с Распятием и засохшими цветами), где наряду с бессмертными строчками харьковского кондуктора и великого русского поэта Бориса Чичибабина вспоминается почему-то языческое прошлое, носителем которых в ваших снах странным образом оказывается соседка Валя, моя ровесница, а также автор новеллы "Локис" Проспер Мериме и местный (Друскининкай) скульптор-любитель с его шедеврами, на каждой лесной поляне поставленными, на тему народной сказки про девушку Эгле, королеву ужей. Да, - прибалты (из которых многие служили в торговом флоте) на фоне СССР и моей Москвы выглядели немного более европейцами, чем отдыхающие ленинградцы и москвичи. Они выглядели элегантно. Они были хорошо одеты (в "фирмУ") и имели европейские манеры. Век не забуду, как поморшилась буфетчица жд-станции Гируляй, что под Клайпедой, на вопль одной московско-ленинградско-запорожской отдыхающей бухгалтерши посредь зала: "Рая, давай сюда, я место зАняла". Мы с мамой подходили вежливо, здоровались по-литовски, после чего по-русски формулировали наш запрос на кофе и все виды пирожков. Получив желаемое, расплачивались, говорили "Ачу" (спасибо) и прощались по-русски ко всеобщему удовольствию. Буфетчица была одета в бежевый костюм в стиле английской королевы, и её непредрасположенность вступать в посторонние разговоры была видна невооружённым глазом.
В местечке Гируляй мы только ночевали. Днём мы или загорали на пляже среди дюн, читая готические романы со словарём издания МО 1956 года (он был компактен и квадратен), или ездили в Клайпеду на базар, где покупали у местных фермеров сыр с тмином (вещь, доложу я вам!..), у местных барыг - сумочку натуральной кожи (лет 15 потом только с ней ходила во все московские театры, кассирши впечатлялись), в местных букинистических - альбом Чюрлёниса (как я втайне от бдительной мамы, царствие ей небесное, эту двадцатку скопила и на её глазах выгрузила кассиру из кармана драных джинс?... Бог видит, не помню, а и вспомнила бы - не призналась бы ни Богу, ни маме. А не бросили б вы обедать, товарищи...). Ночевали мы у Стаси, которая по божеской цене сдала нам комнатку в пристанционной дачке. Стася (польское имя?) была Хозяйка классического типа: круглолицая, опрятная, педантичная в быту (в отличие от нас, хаотичных). На дворе стоял 1982 год. Однажды августовской ночью в дом постучался юноша, мой ровесник. Оказался студентом худучилища из Вильнюса, который зимой учился, а летом шлялся пешком по этюдам, ночуя в стогах. Не помню, как его звали (возможно, Ричардас). На подходе к Гируляю ему надоело жить жизнью французских импрессионистов и захотелось ванны, ужина и хоть какой раскладушки. Стася его приняла на ночлег, а ужинали мы. И то, что он поведал, лет на несколько определило моё знание прибалтийской специфики.
Как вы поняли, по прошествии ужина он нас обеих не зарезал. Но со всей юношеской прямотой изложил всё, что думал о русских оккупантах. Агентах КГБ. Поголовных зомби. Про Баниониса я его не спросила, - впрочем, меня тогда интересовало преимущественено итальянское кино и грузинское. Мама, прирождённая диссидентка, вела себя сдержанно и по возможности непредвзято.
В общем, по версии Ричардаса выходило так, что злые русские оккупировали в 1940-м прекрасную, гордую и независимую Литву.
Германия Клайпеду называла Мемель. Погуглите...
У меня, 19-летней московской студентки, не нашлось тогда контраргументов.
А лет через 6 я снова приехала в Литву.
На три дня, по турпутёвке. В Москве тогда самым модным было слово "Саюдис". По просьбе московских знакомых я разыскала штаб-квартиру с элегантной дамой во главе. Мне пришлось немного подождать, - она говорила по телефону полузнакомые слова: коммунистас, депутатас, квотас.
Флаг Литвы уже реял над древней башней. Кажется, узаконили также и гимн.
По улицам Вильнюса ходили стаи подростков, матерившихся по-русски.
Они были за независимость Литвы.
Ещё раз:
Объектами инфраструктуры и зонами в Литве может быть разрешено пользоваться исключительно только военным силам США или военным силам и Литовской армии вместе.