Не угадали.
Не Сталин, не Ленин, не Гитлер, не Рузвельт. Даже не Черненко.
Он был простой английский парень, по диплому - школьный учитель физкультуры, мотавшийся в поисках приключений по всему свету, от Индии до Испании. По взглядам - социалист, теоретически не особо подкованный, но пассионарный. Ну и просто, в-главных, нормальный человек. В результате чего по большому счёту правильный, когда на его глазах уроды города курочили. Нормальный посреди психов. Вроде Грэма Филлипса.
По дороге он на коленке написал "Скотский хутор", "1984" и "Памяти Каталонии". От каждой их этих книг рушились шаблоны у читателей.
"Скотский хутор" советскоподданный читатель самиздата читал как историю эпической при между Сталиным и Троцким, по ходу сюжета улавливая сходство в деталях и прототипах.
Задним числом бросилось в глаза портретное сходство Баниониса с Порошенко. Был бы Оруэлл режиссёром, не упустил бы шанса чуток загримировать...
И ни один советскоподданный читатель самиздата не задался простым вопросом: а откуда этот британец так хорошо знал наш советский быт 30-х? Как именно и когда именно он жил в СССР, если школьных учителей физ-ры у нас и так хватало?.. Ну, могли себе представить где-нибудь на стройке Днепрогэса британского инженера, они дело предлагали, но на кой сдался секретарю парткома выпускник заштатной педбогадельни?
И, кстати, в СССР он не бывал.
"1984" советскоподданный читатель читал из-под полы в ряду других антиутопий - Замятина, Хаксли, Набокова... Игнорируя вот это, например:
Click to view
Кстати, Высоцкий был одним из немногих граждан СССР, свободно ездивших туда-сюда.
Иногда мне кажется, что он был Главным и Подлинным Русским Хиппи.
Уж очень органично сыграл.
Всё это выглядело как, словами того же Высоцкого говоря, "страшные сказки для старших". Был и ещё более страшный фильм о маккартизме, где, кстати, Высоцкий довольно неубедительно сыграл главную роль. Я понимаю его как актёра. Он попытался сыграть против своей породы, сыграть подлеца. Фильм назывался "Четвёртый" и снят был по сценарию одного из культовых советских авторов - Константина Симонова. Главного героя, ренегата и конформиста, Владимир Семёнович попытался сыграть по всем станиславским канонам. Увы. "Тот, который во мне сидит", назывался Антифашист и активно сопротивлялся параболам, гиперболам и другим фигурам речи, призванным навести тень на плетень (см. Б. Брехта, "Турандот, или Конгресс обелителей". Мне повезло посмотреть этот недолго шедший любимовский спектакль на Таганке вскоре после смерти Высоцкого). Ну, не сумел Высоцкий сыграть конформиста-американца, а кто сумел? На крайняк - смотрите фильм "Спокойной ночи и удачи!" производства США, несколько лет назад получившийший Оскара.
"Памяти Каталонии" читали не все, кто читал более знаковые книги Оруэлла.
Мне случайно повезло прочесть.
До этого я искренне считала искренней роль СССР в испанских событиях.
Когда прочла - рухнули последние иллюзии. Сталин тогда боролся с Троцким за власть в СССР и делал это не только не в СССР. Что и стало одной из причин военного поражения Испанской республики.
Давние эти дела я б и не стала ворошить, когда бы не объявились люди, которые в 2015 году на голубом глазу уверяют, что книга "1984" была про СССР.
Была ли ложь?
Была.
А покажите мне хоть одно государство, которое без неё обходится.
Есть государства, в которых новая власть начинает со свержения памятников и пересмотра символов.
Есть государства, которые поступают наоборот. Есть, например, Донья Хавьера Каррера, собственными руками (по преданию) вышившая флаг Республики Чили, пока трое её братьев сражались за независимость. И с тех пор никакой урод, правшивший Чили, будь он хоть распоследний пиночет, на флаг не покушался. Вот это я называю про себя национальным достоинством. И, да простят меня украинскоподданные, ржу над революционным пониманием достоинства, которое в прошлом феврале продемонстрировал Майдан.
Click to view