Состояние автодорог в нашей стране является отражением жизни и истории нашей страны и эта история такая, что лучше ее не знать, не понимать и ругать всех за то что она так сложилась.
Давайте пройдемся по проблемам, которые характерны для дорожной отрасли:
-Огромный износ материальной части
-Неэффективное управление отраслью
-Существенная коррупционная составляющая
Причем возьмите любую отрасль и симптомы окажутся сходными, а следовательно решая проблемы в одной отрасли, мы в правильном направлении двигаем другие.
СССР развивалось неравномерно и одной из важных причин для неравного распределения средств было соревнование с Западом. Правительство ничего не жалело, что бы сделать страны Прибалтики и западные области Белоруссии и Украины витриной социализма. Итогом стала ситуация при которой регионы доноры (большей частью РСФСР) обеспечивались по остаточному принципу. Отразилось это и на качестве обеспечения товарами магазинов и на качестве строительства и дорожных работ.
В результате мы получили хорошие дороги во всех республиках кроме РСФСР. Примером может служить факт, что трасса Москва-Питер на большей части была однополосной. К 90-м РФ подошла с большой дорожной сетью крайне низкого качества, причем чем мельче дорога, тем страшнее ее состояние. И разбираясь в этой теме приходишь к выводу, что большей частью эти дороги требуют не ямочного или поверхностного ремонта, а капитального с заменой основания и переустройкой систем отведения воды.
Что касается городов, так там ситуация совсем аховая, советские города вообще не проектировались под активное использование машинами и когда население стало обзаводиться своим автотранспортом оказалось, что дороги очень быстро разрушаются. Причем часто используется лозинг "при совке строили лучше", хотя дороги меньше разрушались из-за отсутствия серьезной на них нагрузки. Чего стоит например случай провала в подвал старого дома трактора при реконструкции Тверского в начале 2000-х. А случилось это потому что асфальт стелили прям поверх снесенных домов даже не парясь о создании песчаной подушки.
Еще надо отметить, что в городах нередки случаи отсутствия ливневой канализации или ее частичного присутствия. Например в нашем городе где то ливневка есть, а где то никогда не было. Но если раньше эта ситуация компенсировалась малой плотностью застройки и соответственно бОльшими объемами земли, впитывали воду, то теперь в каменных джунглях где сплошь асфальт, вода может уходить только в ливневку. Например в Юности всегда был пруд, который помогал стоку воды, теперь это место застроли.
То есть по сути нам, жителям Твери досталось наследства крайне сомнительного качества (в плане автодорог).
Следующий вопрос это в неэффективности управления. Выражается это в попытках латать дырки вместо составления стратегии приведения отрасли в порядок. Вот и получаем, что заптатка оказывается качеством хуже чем основной фрагмент и каждый год тратятся деньги на латание заплаток сделанных в предыдущие годы. То есть у нас одежда уже не в заплатках и целиком состоит их заплаток. Именно так выглядят многие дороги областного значения. При этом не проводится никакой внятной и понятной стратегии в дорожном хозяйстве. Как не было так и нет понимания какие дороги и в какой последовательности ремонтировать, иначе как объяснить постройку никому не нужной развязки на трассу в створе Октябрьского пр-та (ну кто то и в курсе почему так построили) вместо реконструкции Московского шоссе, которое на секундочку связывает районы нашего города. Не понятен тот факт, почему у нас в области нет хорошего асфальтового завода, ведь это тоже является частью стратегии развития автодорожной отрасли. И главное непонятно почему в области нет сильного подрядчика, готового взять на себя любые объемы дорожного строительства. Почему так получается, что для ремонтных работ мы привлекаем подрядчиков с других регионов? Почему они платят налоги там, почему мы так спокойно дотируем бюджеты других регионов?
Еще одна особенность некомпетентности в управлении отраслью является несовместимость интересов и неумение согласовывать интересы различных участников процесса. Взять только маааленький пример некомпетентности при строительстве ул. Псковской, где забыли посмотреть как проходит газовая труба. Улица из-за этого до сих пор не введена в использование, а введен ли в использование человек поставивший свою подпись под чертежом и согласовавший работы на многие миллионы бюджетных денег?
Еще одной проблемой является существенная коррупционная составляющая. Все поняли о чем речь, поэтому расшифровывать не буду.
Последствиями вышеуказанных фактов являются денежные последствия для участников дорожного движения, которые уже заплатили транспортный налог и акциз при покупке бензина, но вынуждены дополнительно менять резину, править диски, одним словом дополнительно тратить деньги на обслуживание машины. Но самое то страшное, что эти факты являются причиной смертей и травм.
Одно можно сказать с уверенностью, представители власти, которые не готовы видеть и воспринимать ситуацию беспристрастно и такой какая она есть, считаться с этой реальностью и которые стремятся всячески откладывать преобразования, и решительные, но непопулярные меры, рискуют оказаться жертвами собственной нерешительности.
Дополнительно отмечу, что никакая общественность и общественность контроль не заменит политическую волю в решении задач стоящих перед органами власти различного уровня.