Лестовка-распространеная на Руси разновидность вервицы. Представляет из себя плетеную кожаную ленту, сшитую в виде петли. Знаменует одновременно и лествицу духовного восхождения от земли на Небо, и замкнутый круг - образ вечной и непрестанной молитвы. Употребляется лестовка для подсчета молитв и поклонов, позволяя сосредоточить внимание на молитвах. Лестовка используется при 40 или 12-кратном "Господи помилуй", имеет и символическое толкование.
На ленте имеется 100 простых ступеней, называемых бобочками. Имеются еще 3 ступени в начале, 3 в конце и 3 «великих» ступени в середине, которые купно означают 9 чинов ангельских. Начало и конец лестовки отмечены промежутками без ступеней, символизирующими Небо и землю. «Великими» ступенями лестовка разделена на четыре неравных участка: от «земли» до первой великой - 12 ступеней,что означает 12 Апостолов. С первой великой по вторую включительно - 40 ступеней. Это означает 40-дневный пост Господа. До третьей великой - 33 ступени, означающие 33 года земной жизни Спасителя. После третьей великой ступени и до "Неба" идут 17 простых ступеней, означающих 17 ветхозаветных пророчеств о Христе. В месте соединения концов ленты пришиваются 4 окантованных треугольных «лапостка» (лапоска, иногда - ладонки), которые часто украшают бисером и вышивкой. Они означают 4-х евангелистов, а окантовка - Евангельское Учение. Под лапостками находятся передвижки - семь нанизанных на ленту прямоугольников, по числу семи таинств церковных. Эти передвижки означают и семь полных лестовок, которые каждый благочестивый христианин должен отмолиться в течение дня. Это практическое значение передвижек-отсчет количества отмоленных лестовок: 7 передвижек означают так же 7 церковных таинств; 9 крупных ступеней (по 3 на сторону, и в лестовке - 3) - 9 чинов ангельских. От связки простое место - земля, на нюже Господь сниде спасения нашего ради, и мы от земли взяты и в землю пойдем. 38 ступеней - 38 недель Богородица Христа во чреве носила, 33 ступени - 33 года Господь по земле ходил. Другое простое место - небо. Подобает христианину всегда лестовку в руках держати и молитву Iсусову непрестанно повторяти: и в церкви и дома и по торгу ходишь, стоишь ли, сидишь ли и на всяком месте. Творити же молитву сию Iсусову тако: Господи Iсусе Христе Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго. Хочешь ли, брате, научится умственной молитве сердечной? Внимай прилежно. Прежде бо тебе подобает творить молитву Iсусову негромко вслух тихим гласом. Когда же насытятся уста произношением молитвы, тогда глас стихает. Затем шопотом продолжается и тогда умом подобает взирати и приникати к произнесенному в гортани. Таковым образом, как бы сама собой начнет приходити в движение и действовати умственная сердечная молитва, на всяко время, во всяком деле, на всяком месте. В начале противу воли подобает творити молитву, принуждая себе усердно, и егда навыкнет, то станет аки птица парящая сама обращаться в уме человека. Богу нашему слава ныне и присно и во веки веком. Аминь. Молитва, по совету апостола Павла, должна твориться непрестанно (см. 1 Фес 5:17). И самая удобная форма молитвы - именно молитва Иисусова: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного». Многие святые советовали молиться Иисусовой молитвой - как самой краткой и при этом удивительно емкой. Например, святой Иоанн Лествичник: «Не пытайся многословить, чтобы не рассеялся ум в поисках молитвы». Для мирянина эта молитва удобна с практической стороны из-за ее лаконичности: нужно молиться, когда едешь в транспорте, работаешь физически, отдыхаешь. Как и всякую молитву, ее должно возносить сердцем, то есть с сознанием содержания. Не просто повторять по кругу, как повторяют мантры, не пытаться достичь с ее помощью какого-то особого «медитативного» состояния, а каждым словом молитвы обращаться к Тому, Кто Слышит тебя - вдумчиво и сосредоточенно. Как это ни странно звучит, неправильное творение Иисусовой молитвы может принести вред душе человека. Нет, человек не загорится, конечно, но может очень возгордиться или перестать ощущать свое реальное греховное состояние, думая, что уже достиг определенной святости. Если человек, творя эту молитву, не оставит своих грешных привычек, то из-за разлада внутри может впасть и в сумасшествие. Чтобы не принести своей душе вреда, в делании молитвы Иисусовой, как и в любом духовном делании, необходимо советоваться с духовником. У святых отцов есть указания, как сидеть, как держать голову, творя молитву, как согласовывать молитву с дыханием, но они пригодны далеко не для всех. Мирянам без особого благословения духовника применять такие практики крайне опасно. Даже монахи, которые уже при постриге получают четки, чтобы по ним непрестанно творить молитву Иисусову, до конца жизни этой молитве учатся - ошибаясь и анализируя свои ошибки. Непрестанно творить Иисусову молитву нужно не только монахам, но и мирянам, но только советуясь со священником, применяя здравое рассуждение, читая поучения святых, которые писали в первую очередь людям в миру. Главное - ни в коем случае не делать это в ущерб своим близким, работе, обязанностям, помнить о том, что вера без дел мертва (Иак 2:26). священник Владимир Ринкевич, настоятель храма святых Константина и Михаила в Вильнюсе, Литва