Смотрела вчера видео о том, как снимали этот фильм и вспоминала свои впечатления от первого просмотра.
Click to view
В 1961-ом году мне было 12 лет, мы смотрели кго с братом, который младше меня на 5 лет в кинотеатре "Перекоп". Это было событие! Такой фильм: красивый, интересный, с песнями и подводными съемками! Бирюзовая вода океана, свободное скольжение серебристого тела Ихтиандра, его плавание с дельфинами--все меня привело в восторг! Загадочные подводные обитатели, рыбы, жемчуг в раковинах, коралловая красная веточка--это был какой-то волшебный мир. А суперфантастическая лаборатория, огромное окно в океан--дух захватывало! И, конечно, красота артистов завораживала, синие глаза Ихтиандра, его доброе доверчивое лицо вспоминались долго.
Необыкновенно красива была и Гуттиэре. Еще мне очень понравилась ее юбка в сцене, где она танцует на берегу, вообще этот наряд--широкая сборчатая юбка с поясом, немного ниже колен--казался образцом красоты и элегантности, до сих пор считаю это лучшим фасоном. Тогда в моде были узкие юбки, такие уже не носили.
Особенно запомнилось это их плавание вдвоем, которое воображал Ихтиандр, под замечательную музыку, легкое, как будто без усилий скольжение в воде. Я в том возрасте плавала, как топор, и представить себе не могла, как это у них получается. А кино я тогда смотрела полностью сливаясь с происходящим не экране, переживая все, что переживали герои, отключившись напрочь от окружающего. Артистов я не видела--видела действующих лиц, героев, воспринимала всех, как реальных людей.
Даже злодей Педро Зурита был красив и элегантен! Еще был показан непонятно какой зарубежный город, "их нравы" во всей красе, танцы и песни не нашенские, мы к таким не привыкли. А мне очень магазинчик понравился со всякими раковинами, морскими диковинками, я все представляла себе, что бы я там купила такое интересное и красивое-- у нас таких магазинов я не видела.
В книге я любила описание того, как Ихтиандр проводил время под водой: кормил рыбок, трубил в раковину, как в рог, плавал верхом на ручном дельфине. Часто перечитывала те страницы, где автор описывает грот, который Ихтиандр украшал, чтобы показать потом Гуттиэре. Он туда приносил красивые раковины и кораллы, насыпал кучу жемчуга, посадил актинии, но в фильме этого нет.
После окончания фильма мы пошли пешком по Грохольскому переулку в сторону проспекта Мира, чтобы сесть на автобус и поехать на наш Мазутный проезд. И хоть светило яркое солнце, переулок показался мне скучным, дома-неказистыми каким-то. Я же только что была в волшебном мире океана, а тут все такое обыкновенное, неинтересное...
Потом я часто, засыпая, представляла огромный океан, одинокого Ихтиандра, плывущего к берегам Австралии. И так его жалко было, как представишь эту маленькую, серебристую в чешуйчатом костюме фигурку, скользящую в воде. Кругом волны, волны...
Click to view
Через пару лет я переживала уже за инженера Лося, слушающего слабый голос Аэлиты, пробивающийся сквозь шум эфира с далекого Марса. Тоже разлука, тоже невозможная, несостоявшаяся любовь...