Байбак (Marmota bobak). Самец осенью в зимнем меху (справа) и в весеннем меху, после выхода из спячки (слева). Этот «двойной портрет» сделан В. Смириным на основе зарисовок старого самца, пойманного в заповеднике Стрелецкая степь и привезенного на Звенигородскую биостанцию.
Владимир Моисеевич Смирин (сам он предпочитал имя Вадим) родился в 1931 году. Родители с детства большое внимание уделяли интересам сына, поддерживали его поиски. В детстве Вадик срисовывал животных из многотомника Альфреда Брема, позже познакомился с книгами Э. Сетона-Томпсона и А.Н. Формозова и полюбил их на всю жизнь. Рисовать животных с натуры начал в эвакуации, в Ташкентском зоопарке.
Тогда же он встретил своего первого учителя - Бориса Владимировича Пестинского, герпетолога и художника, который руководил изостудией в ташкентском Дворце пионеров. В 1943 году семья возвращается в Москву. В.М. Смирин поступает в художественную школу, посещает кружок скульптуры при музее-мастерской А.С. Голубкиной, ходит в знаменитый КЮБЗ (кружок юных биологов зоопарка) времен П.П. Смолина. В 1949 году В.М. Смирин становится студентом биолого-почвенного факультета МГУ. Он с уважением вспоминал имена своих университетских учителей - А.Н. Формозова, В.Г. Гептнера, Н.П. Наумова, Г.П. Дементьева. Руководителем его дипломной работы, посвященной биологии копытных Кавказского заповедника, был А.Н. Формозов. По окончании университета В.М. Смирин несколько лет работает в Казахстане, в системе противочумных учреждений, что сыграло немалую роль в формировании его как натуралиста.
Краткое, еще в детстве, знакомство с родоначальником российской анималистики Василием Алексеевичем Ватагиным переросло в многолетнюю дружбу. В 1951 году Владимир Моисеевич близко знакомится с ним и вплоть до смерти художника в 1969 году работает в его мастерской. В.А. Ватагина, как и А.Н. Формозова, В.М. Смирин считал главным из своих учителей. Василий Алексеевич научил его работать с твердым материалом в скульптуре, ввел в круг художников-анималистов (А.Н. Комаров, Д.В. Горлов, В.В. Трофимов и др.), был для него образцом упорного труда и уважительного отношения к зверю.
В 1967 году В.М. Смирин успешно защищает диссертацию, посвященную структуре природных очагов чумы в Северных Кызылкумах и целиком сосредотачивается на изучении поведения млекопитающих. В 1970-80-х годах жизнь Владимира Моисеевича тесно связана со Звенигородской биостанцией. В специально построенных вольерах он изучает поведение мелких млекопитающих (летяг, бурундуков, пищух и т.п.), ведет практику у студентов.
Владимир Моисеевич находится как бы в эпицентре сразу нескольких русел серьезных научных исследований: экологических работ формозовской школы, широкомасштабных полевых исследований под руководством Н.П. Наумова, фундаментальных этологических исследований группы М.Е. Гольцмана. Он хорошо знаком с активно работающими российскими мастерами анималистического жанра, с детства связан с кругом близких, друзей и учеников В.А. Фаворского, в котором каким-то удивительным образом удержана и сохранена творческая атмосфера и мощь русской культуры первой трети ХХ века.
Владимир Моисеевич постоянно рисует, создает скульптуры из кости, дерева, увлекается искусством силуэта. В 1965 году выходит из печати справочник-определитель «Млекопитающие СССР» (Флинт, Чугунов, Смирин, 1965, 1970) с цветными таблицами всех видов фауны бывшего Советского Союза, созданными Владимиром Моисеевичем. Его рисунки появляются в изданиях Красной книги СССР и РСФСР, энциклопедии «Жизнь животных», в научных статьях и монографиях и т. п. Он участвует в выставках анималистов, становится членом Союза художников СССР.
Со второй половины 1960-х В.М. Смирин целеустремленно работает над воплощением собственного грандиозного замысла - созданием атласа наземных млекопитающих СССР (позже - Европы и Северной Азии) на основе собственных натурных зарисовок. Собирая материал для будущей книги, он посещает Чукотку и Командоры, Белое море и Каспий, Приморский край и Кавказ, собирает материал в зоопарках и вивариях.
1989 - год трагического ухода В.М. Смирина. А в 1991 году вышла подготовленная им вместе с братом Ю.М. Смириным, также зоологом и художником-анималистом, книга «Звери в природе».
Звенигородская биостанция, 1985. Фото Б.Д. Васильева
На лежбище моржей. О-в Аракамчечен, Чукотка, 1977
http://www.biodiversity.ru/programs/wildlife_art/persons/smirin/about_smirin.htmlhttp://pogonin-sv.livejournal.com/?skip=120