1890г., холст, масло 72х90 ГМИ им. Пушкина, Москва
Факсимильная репродукция этой картины много лет висела в моей комнате. Не потому, что это самая моя любимая картина Ван Гога, а просто потому что других репродукций не было. Такие хорошие на плотном тонком картоне стоили для меня дорого, но иногда я их все же покупала и вешала на стены. В начале старого Арбата было рядом два магазина: "Искусство" и "Плакат", вот там они и продавались, а я почти каждый день проходила по этой улице, так как работала недалеко. Продавались там книги по искусству, открытки и репродукции на тонкой бумаге, не очень хорошего качества, но совсем дешевые. Факсимильные были выполнены в размер картины и точно воспроизводили даже мазки кисти. Можно было постоять, порассматривать открытки и книги, иногда выкопать что-то интересное, невзрачно изданное, поэтому незамеченное широкой публикой--мемуары или письма художников.
Этот пейзаж висел у меня над дверью, а мои работы на другой стене. Как-то зашел в по делу один знакомый--преподаватель с нашего факультета, очень интеллигентный, культурный человек, осмотрел все, что висело у меня на стенах и сказал:"Хорошо ты рисуешь, мне все нравится, кроме вот этого пейзажа (показывает на Ван Гога ), такое все кривое, неровное, убери ты это подальше, не удался он тебе". Я онемела. Позже однокурсник сказал, что этот человек разбирается во всем, кроме живописи. Так я и поняла, говорю.
С Ван Гогом я познакомилась раньше, чем с Гогеном, по книге Ирвинга Стоуна "Жажда жизни", которую дал кто-то почитать в 68 или 69 годах. Как раз в это время в Пушкинском музее проходила его большая выставка. За мной тогда начал ухаживать молодой человек, мой ровесник, мы с ним гуляли по Москве и я потащила его на эту выставку, которую уже посмотрела, но хотелось еще. Я стала смотреть картины медленно, основательно все изучая, так мне они нравились, молодой человек ушел вперед и я потеряла его на время из поля зрения. Народу было совсем мало, никакой очереди не стояло, картины ничьи спины не загораживали, вот я и наслаждалась. Позже увидела, что мой спутник беседует со смотрительницей. О чем он с ней может говорить? По дороге домой он рассказал, что интересно провел время--расспрашивал смотрительниц о том, как соблюдается режим влажности и температуры, изучил работу датчиком, поговорил об охране помещений от грабителей, о системе сигнализации. Я была потрясена--картины он и не смотрел и ничего в них не понял! Ужас! С кем я общаюсь! Все--это была последняя встреча. А он просто хотел быть инженером и ему интересна была вся эта техническая часть. Тогда я не оценила, что мне-то он не мешал смотреть и пробыл в музее столько времени, сколько мне нужно было, ни разу не позвал меня уйти. Хороший был парень. Высокий и красивый к тому же. Только в живописи не разбирался. А я в жизни.