Селадон Лунцюань

Apr 09, 2015 13:38




Лунцюань - один из известных исторических и культурных городов Чжэцзяна. Он расположен в юго-западной части этой провинции и граничит с провинциями Цзянси и Фуцзянь. Лунцюань славится производством селадона. Итоги обследования памятников культуры говорят о том, что здесь обнаружено более 500 мест, где находились древние печи, в которых обжигали селадон. Лишь на территории одного только города Лунцюань было обнаружено 360 с лишним печей. Эта гигантская система печей для обжига селадона получила в истории название "печь Лунцюань".

В истории китайского фарфора печь Лунцюань, одна из знаменитых печей обжига селадона, известна тем, что она работала самое длительное время, ее размещение по территории - самое широкое, качество обжигаемого селадона - самое высокое, масштаб производства - самый большой, экспорт фарфора, полученного путем обжига в этой печи, был самым большим. Впервые печь Лунцюань появилась во времена династии Западной Цзинь. В период Северной Сун ее деятельность приобрела зримые очертания, а в середине и в поздний период правления династии Южной Сун вошла в пору своего расцвета. Тогда технология изготовления фарфора достигла совершенства, в частности, фарфор "мэйцзыцин (с глазурью зеленого цвета, похожего на зеленую сливу муме)" и фарфор "фэньцинъю (с глазурью светло-зеленого цвета)" были наилучшим селадоном по качеству и по цвету глазури. Согласно традиции, печи Гэяо (составная часть печи Лунцюань), Гуаньяо, Диняо, Цзюньяо вместе называются пятью самыми известными сунскими печами. Технологии по изготовлению селадона, применявшиеся в печи Лунцюань, содействовали развитию других печей в различных районах страны. С династии Южной Сун и до династии Мин в печах по производству фарфора, находившихся в приморской части провинций Фуцзянь и Гуандун, и в провинции Цзянси, изготавливали фарфор, подобный селадону Лунцюань. Селадон, изготовленный в печи Лунцюань, был очень популярен и за рубежом. В периоды правления династий Сун и Юань большое количество селадона шло на экспорт. Чэнь Цяои в своем произведении "Предисловие к описанию географических названий уезда Лунцюань" оставил запись. В ней говорится, что "начиная от различных портов на морском побережье юго-восточной части Китая, на морском пути вплоть до Персидского залива, Аравийского моря, Красного моря и побережья Восточной Африки, ... повсюду можно увидеть следы присутствия селадона Лунцюань". В периоды правления династий Сун и Юань селадон Лунцюань достиг поры своего наивысшего расцвета, при династии Мин его производство не уменьшилось, но качество снизилось, а в династию Цин его производство постепенно пришло в упадок. В конце правления династии Цин одно время прекратился обжиг фарфора, лишь небольшое количество печей занималось производством фарфора, имитирующего антиквариат.



Технологический процесс по изготовлению селадона в печи Лунцюань состоит из 8 частей, а именно: подбор состава, формовка, отделка, украшение, глазуровка, предварительный обжиг, помещение формы в футляр, а затем в печь, окончательный обжиг. В частности, стадии глазуровки и обжига специфические. Глазуровка ведется после сушки сырца, и разделена на несколько этапов: "данъю (качка глазури)", "цзинью (опускание в глазурь)", "тую (покраска глазурью)", "пэнью (взбрызгивание глазури)". Для изготовления фарфора с толстой глазурью обычно нужно нанести глазурь в несколько слоев, после нанесения каждого слоя нужно сделать предварительный обжиг, так нужно повторять 4-5 раз, иногда нужно нанести больше 10 слоев глазури, затем можно начать окончательный обжиг. Температура предварительного обжига низкая, обычно около 800 градусов по Цельсию. Температура обжига глазури около 1200 градусов по Цельсию. Согласно требованиям, нужно постепенно повышать и контролировать температуру, кроме того, надо контролировать атмосферу внутри печи, чтобы, в конце концов, получился готовый фарфор. Со времени правления династии Южной Сун и до раннего периода правления династии Юань в печи Лунцюань обжигали примитивную посуду, покрытую глазурью, из тонких заготовок. Тогда после каждой глазуровки велся предварительный обжиг, самое большое количество слоев глазури составляло 10 с лишним.

Обжиг селадона - это не только технология, но и искусство. Высококачественный селадон изумрудный, сочного цвета, хрустально-прозрачный, изысканный. Его красоту можно сравнить с нефритом. Изучая изделия из селадона, можно ощутить глубину многовековой истории и культуры Китая.




После образования КНР возобновилось использование технологии обжига селадона, которая пришла в упадок в конце династии Цин и в начале существования Китайской Республики. Однако, по причине того, что селадон постепенно стал заменяться современными изделиями из других материалов, спрос на него стал небольшим. В настоящее время некоторые технологии, имеющие отношение к производству селадона, забываются. Кроме того, по причине популяризации современной механики, это традиционное ремесло по изготовлению фарфора сталкивается с серьезным вызовом, его можно потерять, поэтому актуальной задачей является его спасение и сохранение.



















http://asiacinema.artbb.ru/viewtopic.php?id=671

фарфор, восток, глазури

Previous post Next post
Up