Пригласили как-то из журнала, статью напечатали и как раз с этого номера он перестал выходить на бумаге, остался только в электронном виде. Сохраню на память.Керамика Наталии Морозовой
Дата: 22.11.2012 17:48
Выпуск: 2012г. 33-34 журнал "Антураж"
http://anturagstudio.ru Наше время - время повсеместной подмены содержания терминами. Современное искусство, актуальное искусство, инсталляция, перформанс - эти слова слышатся повсеместно. Часто становятся известны работы тех художников, которые хотят удивить, найти какой-то необычный материал, а иногда и просто эпатировать зрителей.Картины, написанные пылью, грязью, своими волосами, ногами, скульптуры из мусора, банок, проволоки - часто само содержание этих произведений никого и не волнует - главное, чтобы материал был новый, который раньше не использовался в работах.
Натюрморт
Открыть что-то новое в уже давно известном - вот настоящая работа художника и это прослеживается в творчестве Наталии Морозовой.Наталия уже более 20 лет работает с глиной, этим древнейшим материалом, известным с незапамятных времен.
- Наталия, расскажите немного о себе.
- Родилась я в Москве. Керамикой занимаюсь с 1989 года. До этого работала учителем биологии и химии.
Специального образования у меня нет, занималась несколько месяцев в кружке керамики. Лепила дома, обжигать возила в мастерские, иногда удавалось там поработать.
Глину полюбила и почувствовала сразу. Работаю с красной глиной, фаянсом, шамотом, делаю и глазурованые, и неглазурованые работы. Люблю изобретать, пробовать новое.
Участвую в выставках, вступила в Творческий союз профессиональных художников, Творческий союз художников России, Союз дизайнеров Москвы. В 1999 году стала лауреатом конкурса среди художников без специального образования, организованного композитором А. Л. Рыбниковым.
- Что для вас керамика?
- Керамика - это стихия. Она очень многообразна, новые возможности открываются буквально каждый день. Все, кто ею занимается, находят что-то свое, делают большие или маленькие открытия - это так увлекательно, затягивает и не отпускает.
Глина - это и грязь под ногами, и древний природный материал - часть нашей планеты. Меня сразу поразила пластичность глины, то как она откликается на каждое прикосновение. Завораживает то, что присходит с керамикой в печи, результаты обжигов бывают такими неожиданными, интересными.
- Все ваши работы - художественные образы. Вот, например, "Прибой"- превосходный бирюзово-голубой цвет и фактура, великолепно соответствующая содержанию. Когда смотришь на эту работу, так и слышится повторяющийся плеск волн.
Как вы этого достигаете?
- В художественной керамике образ получается при помощи выразительных средств - формы, фактуры и окраски. Надо все это найти и сложить в единое целое. Не всегда это получается с первого раза, переделываешь много раз.
- Каждая работа имеет свою фактуру и их огромное множество. Они отличаются разнообразием и выразительностью: напоминают и тяжелый камень, и легкие перья птицы, и морскую пену.
- Я люблю фактуры, мне кажется, что они многое могут рассказать о предмете, в них много эмоций - бывают спокойные поверхности, бывают взволнованные, нежные и грубые и так далее.
Глина позволяет делать с собой очень многое. Сложными технологиями я не владею, инструменты у меня самые простые, делаю в основном все руками.
- Фактуры ваших работ мне кажутся не рукотворными, а как будто выросшими из этих форм - так естественно они появляются на поверхности. Главное, что вы не стремитесь к иммитации, не подражаете природе, а только делаете намеки и они вызывают множество ассоциаций, хочется смотреть и смотреть.
- А это для того и сделано, чтобы смотреть и любоваться. Я люблю смотреть. Сколько себя помню - наблюдала всегда, пересмотрела множество живых существ. На биолого-химическом факультете педагогического института, где я училась, мы все время изучали объекты живой природы. Люблю органические, природные формы - память хранит их множество.
- Как же вы стали художником-керамистом?
- Долгое время я работала в школе, в свободное время рисовала. Искусством интересовалась всегда. Потом почувствовала, что мне все больше хочется попробовать самой что-то делать руками и решила заняться батиком и гобеленом. Моя двоюродная сестра пошла учиться в студию керамики Дома культуры текстильного института, которой руководил С. В. Неверов, и мне тоже захотелось попробовать.
Я пришла на занятие, начала лепить и увлеклась. Занималась я там всего несколько месяцев, а дальше училась методом проб и ошибок. Эксперименты я люблю, а в керамике они бесконечны. Мне легче сделать двадцать разных вазочек, чем две одинаковые.
- В вашей керамике есть острая наблюдательность, чувствуется биологическое образование. Кроме того у вас есть фантазия.
Вы создаете красивые абстрактные формы. Вы делаете и веселых ежиков, драконов, змей, и собак, улиток.Животные у вас часто имеют максимально обобщенные формы, без лишних деталей. Особенно хороши - "Тихая сапа", трогательные создания "Губарь", "Солнечный зайчик", "Каменный гость". А лягушки какой веселый народ: "Мисс Болото", "Счастливая мать", "Блондинка в шоколаде", "КВАртет" , "Мисс Лужа у сарая" - всех эти и многие другие экспонаты побывали на выставках ”АРТ-лягушка” в Московском зоопарке и все были восхищены превосходным чувством юмора автора.
В заключение хочу сказать, что Наталия Морозова просто фонтанирует идеями, работы ее настолько разнообразны, что невозможно рассказать обо всех. Когда смотришь на них - восхищаешься, удивляешься, смеешься и находишь в себе тот эмоциональный отклик, который всегда вызывает искусство.
В. А. Сыровой, доктор физико-математических наук,
член Творческого союза художников,
член Международного художественного фонда.
Это статья Журнал Антураж
http://anturagstudio.ru
картинки пришлось убрать, так как иначе статья не влезает--слишком большая, говорит комп.