стенограмма пятого дня заседания (20.04). Продолжение
http://www.vg.no/nyheter/innenriks/22-juli/rettssaken/artikkel.php?artid=10073110 первая часть вторая часть АББ:
- Я старался проходить под верхушками деревьев, в направлении южного конца острова. Я видел большое количество людей, уплывавших с острова... Прежде чем продолжить, я должен рассказать две вещи, о которых я забыл упомянуть. [Рассказывает о том, что он помнит про нахождение в здании кафе, затем переходит к описанию своих действий на южном конце острова, о том, как он увидел группу уплывавших людей, в которых стрелял, а также ребенка, которого он решил не убивать]
Возможно я стрелял в какой то корабль, я не могу помнить точно. Помню что тогда я решил вернуться к моей базе (ящику с боеприпасами) и надеть бронежилет, чтобы иметь какие то шансы остаться в живых при встрече с отрядом Дельта. Мой инстинкт подсказывал мне, что они уже близко.
Когда я подходил к школе, то заметил вдалеке группу из шести человек, я понял что это был отряд Дельта. Первоначально, я оценивал возможность атаковать их, но сообразил что они не являются моей целью. Тогда я бросил винтовку и пошел им навстречу. Пройдя десять метров, я услышал как они что то закричали мне. Тогда я ожидал что они будут стрелять, но я расслышал их крики, кто то кричал мне лечь на землю, кто еще крикнул мне встать на колени. Я был совершенно спокоен и не чувствовал никакого страха. Я несколько высокомерным тоном спросил у них: "Так мне лечь на землю или встать на колени?" и сразу же подумал про себя "боже мой, сейчас они выстрелят мне в голову". Я лег на землю. Прежде чем подойти ко мне, они спросили, есть ли на мне взрывчатка. Я ответил что нет, только амуниция. Они застегнули на мне наручники. Когда меня подняли, я понял, что они были уверены что я действовал на острове не один.
Они спросили меня "сколько вас было? где твои сообщники?" Я ответил что я нахожусь на острове один, но мне не поверили и продолжили поиски, оставив меня лежать на земле под присмотром одного из полицейских. Я лежал примерно в пяти метрах от трупа одной из моих жертв. В таком положении я находился около сорока минут. Затем я был доставлен в главное здание.
Тогда я подумал "ок, дальше все будет как в сериале «The Shield», то, что человек не способен себе представить. Они сделают со мной все что угодно чтобы получить информацию от меня"
Я сказал им тогда " если хотите меня убить, то можете это сделать и на первом этаже"
Они ответили что не собираются меня убивать и мы поднялись на второй этаж, где они допрашивали меня около пяти часов.
Прокурор Inga Bejer Engh:
- У меня есть несколько вопросов к вам, но прежде чем задать их, я спрашиваю, хотите ли что либо добавить?
АББ:
- Думаю я рассказал большую часть, но если я забыл что то, то вы можете об этом спросить.
Прокурор Inga Bejer Engh:
- У меня к вам несколько общих вопросов по поводу того, что происходило на острове. Думаю мы начнем с вопросов о ваших перемещениях по острову, о том, что вы делали в различных местах острова (относится к карте с отмеченными пунктами). Вы рассказали о том, как вы сошли с лодки и о первых убийствах на причале. Почему вы стреляли несколько раз в первых жертв?
АББ:
- Чтобы быть уверенным, что они мертвы.
Далее идут вопросы прокурора о деталях убийств, которые опущены журналистами. Брейвик рассказывает о том что он помнит о происходившем в здании кафе. Люди кричали, просили о пощаде и тд. Журналист отмечает что Брейвик говорит спокойным, сдержанным тоном.
Негодование в зале вызывают слова Брейвика о том, что он застрелил двух человек, притворявшихся мертвыми. Несколько человек покидают зал.
Прокурор спрашивает о том, каково было его внутреннее состояние и какие мысли были у него в тот момент.
АББ:
- Это было ужасно. Но важно, чтобы вы поняли, я находился в режиме боя. В моей голове пролетали тысячи разных мыслей и у меня не было возможности заниматься анализом ситуации с этической точки зрения. Мой мозг отключил эти функции.
Inga Bejer Engh:
- Вы хотите сказать что ничего не чувствовали?
АББ:
- Мне было чрезвычайно тяжело заставить себя убить первых моих жертв, так как это противоречит человеческой природе, но после того как я сделал это, мой мозг включился в режим боя. После этого мне было гораздо легче выполнять свою задачу, однако это все равно было непросто. Я понимал, что совершаю неправильные вещи, но тем не менее я продолжал стрелять.
Inga Bejer Engh:
- Почему вы считаете их неправильными?
АББ:
- Я считаю что отнимать человеческую жизнь это безумие. Это крайний поступок, на который способен человек. Однако человек, считающий себя военным националистом, должен сделать этот выбор, ради достижения нашей цели.
Прокурор Inga Bejer Engh:
- Вы считаете совершенные деяния законными?
АББ:
- Именно. Но это не отменяет того, что мои действия были варварскими.
Inga Bejer Engh:
- Почему вы стреляли в головы своим жертвам?
АББ:
- Моей целью было убить. Выстрел в голову наиболее рациональный метод.
Далее прокурор спрашивает о деталях убийств в отмеченных на карте пунктах. Подробности опускаются.
Много формальных вопросов. Перевожу наиболее характеризующие моменты.
Прокурор Inga Bejer Engh:
- У вас были какие то мысли по поводу количества убитых, когда вас задержали?
АББ:
- На тот момент я предполагал что застрелил примерно в 20-30 человек.
Как я говорил ранее, в моем мозгу включился защитный механизм, удаливший из памяти многие моменты против моей воли.
Прокурор спрашивает, скольких по его мнению человек он застрелил на момент, когда он звонил в полицию с предложением сдаться. Брейвик не помнит. Прокурор сообщает ему, что на тот момент был убит 21 человек.
Прокурор Inga Bejer Engh:
- Если после того как вы убили 21 человека, вы решили что ваше задание выполнено, почему вы продолжили убивать?
АББ:
- Моей целью было убить не 21, а 600 человек [Прокурор: вы можете это повторить?] Я предполагал, что большинство из тех, кто в панике бросится в воду, утонет.
...
Прокурор Svein Holden:
- Возвращаясь к вашему рассказу о подготовке взрыва у здания правительства, у нас осталось впечатление, что если вы бы услышали по радио о том, что убитых при взрыве было больше 12 человек, то вы бы не отправились на остров Утойя. Это так?
АББ:
- Я не уверен в этом. Я помню, что заявил что то подобное, но изначально я знал, что мой план взрыва был провален, потому что большая часть сотрудников на тот момент была в отпуске, к тому же я припарковал машину после двух часов, когда большинство людей уже покинули здание. Я понимал что план взрыва провален заранее, потому что я не сумел сделать бомбу до летнего отпуска, к тому же я поздно приехал на место. Так что я не собирался отменять акцию на острове.
...
АББ:
- Я забыл упомянуть об одной вещи. Один из выживших членов АУФ утверждал, что я смеялся или улыбался в моменты убийств. Это не так, я не смеялся и не улыбался на острове.
...
Прокурор Inga Bejer Engh:
- Вы боялись быть застреленным снайпером?
АББ:
- Я не боялся, меня это просто беспокоило.
Конец заседания