Оригинал взят у
superwmn в
комитет ООН о ликвидации дискриминации в отношении женщин и некоторое другоене так давно, погрузившись в источники международных норм по правам человека, я обнаружила много интересной информации, о существовании которой не подозревала, даже будучи юристом.
очень много разъясняющих материалов по применению и трактовке положений международных конвенций о правах человека выдают комитеты оон.
всё это изложено достаточно доступным языком.
документы полезны в том числе тем, что фиксируют вещи, которые обычно в дискуссиях оппоненты требуют доказывать, а доказывать очевидное довольно сложно
поразило меня и то, что почти все эти рекомендации содержат указание о том, что изложенная информация подлежит широкому освещению среди граждан стран, подписавших соответствующие конвенции. я не встречала. хотя конечно, когда прицельно занялась и знала, что именно надо искать, я нашла много на русском и в том числе материалы российских организаций (например, МХГ). но именно популяризируется это мало.
приведу некоторые примеры и источники документов.
1. Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отошении женщин
http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/cedaw.shtmlпринята в декабре 1979 году. Ратифицирована СССР в конце 1980 года, с 1981 года действует.
2. Общие рекомендации Комитета по ликвидации дискриминации в отношении женщин
(разъяснение и толкование положений конвенции)
на русском языке -
http://www1.umn.edu/humanrts/russian/gencomm/Ronwomen.htmlофициальные версии на официальном сайте (текст на русском языке помечен "Russian")
http://www.ohchr.org/EN/HRBodies/CEDAW/Pages/Recommendations.aspx 2.1. Один из наиболее важных для моего понимания ситуации с правами женщин моментов - признание ООН существования косвенной дискриминации.
Именно существованием косвенной дискриминацией объясняются методы "позитивной дискриминации", которые нередко критикуются в том числе среди феминисток.
Определение косвенной дискриминации:
"Косвенная дискриминация в отношении женщин имеет место тогда, когда законы, стратегии, программы или практики представляются нейтральными в той мере, в какой это касается мужчин и женщин, однако же на практике сопряжены с дискриминационными последствиями для женщин, ибо принятие, казалось бы, нейтральной меры не приводит к устранению ранее сложившихся факторов неравенства. Кроме того, косвенная дискриминация способна усугубить существующее неравенство ввижу отказа признать структурные и исторические модели дискриминации, а также неравенство прав и возможностей между женщинами и мужчинами» (п. 16 Общей рекомендации № 28 Комитета ООН по ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин)
Также в документах Комитета часто указывается на существующий разрыв между существующими юридическими нормами и их фактической реализацией (к вопросу об аргументах "а у нас в конституции записано..." )
2.2. Другие цитаты из рекомендаций комитета.
Общие рекомендации № 19 "Насилие в отношении женщин":
11. Традиционные подходы, в рамках которых женщинам отводится подчинённое по отношению к мужчинам положение или стереотипные роли, ведут к сохранению широко распространённых видов практики, связанной с насилием или принуждением, например, насилие и злоупотребления в семье, принуждение к вступлению в брак, случаи, когда мужья убивают своих жён, стремясь жениться повторно и вновь получить приданое, нападения с применением кислоты, обрезание у женщин. Такого рода предрассудки и практика могут служить оправданием насилия в отношении женщин как своеобразной формы защиты женщин или контроля над ними. В результате такого физического и психического насилия в отношении женщин они лишаются возможности в равной степени пользоваться правами человека и основными свободами, осуществлять и знать их. Несмотря на то, что данное замечание касается главным образом фактических актов насилия или угроз насилия, основные последствия этих форм насилия в отношении женщин способствуют увековечению подчинённого положения женщин, являются одной из причин их неактивного участия в политической жизни, а также того, что они имеют более низкий уровень образования, квалификации и меньшие возможности с точки зрения работы.
12. Подобные подходы способствуют также распространению порнографии и изображению женщин не в качестве индивидуальностей, а в качестве объектов для удовлетворения сексуальных потребностей, и других видов коммерческой эксплуатации женщин. Это, в свою очередь, является одной из причин насилия в отношении женщин.
14. Нищета и безработица способствуют расширению возможностей торговли женщинами. Помимо уже имеющихся форм торговли женщинами, существуют новые формы эксплуатации женщин, такие, как секс-туризм, наём домашней прислуги из развивающихся стран для работы в развитых странах, а также организация браков между женщинами из развивающихся стран и мужчинами - гражданами других стран. Такая практика идёт вразрез с принципом равноправного использования женщинами прав человека и уважения их прав и достоинства. Она делает женщин особенно уязвимыми для насилия и злоупотреблений.
15. Нищета и безработица вынуждают многих женщин, в том числе молодых, заниматься проституцией. Проститутки находятся в особенно уязвимом положении с точки зрения насилия, поскольку их статус, который может являться незаконным, как правило, обуславливает их маргинализацию. Они нуждаются в равной правовой защите от изнасилований и других форм насилия.
23. Насилие в семье представляет собой одну из наиболее порочных форм насилия в отношении женщин. Оно существует во все обществах. В рамках семьи женщины всех возрастов подвергаются насилию любых видов, включая избиение, изнасилование, другие формы сексуальных посягательств, психологическое насилие и насилие в других формах, которые увековечены традиционными подходами. Отсутствие экономической независимости вынуждает многих женщин терпеть такие основанные на насилии взаимоотношения. Отказ мужчин выполнять свои семейные обязанности может быть одной из форм насилия или принуждения. Эти виды насилия подвергают опасности здоровье женщин и уменьшают их возможности для равноправного участия в семейной и общественной жизни
2.3. Общая рекомендация № 21 "Равноправие в браке и семейных отношениях".
11. Исторически деятельность человека в общественной и частной жизни расценивалась по-разному и в соответствии с этим регулировалась по-разному. Во всех обществах деятельность женщин, роль которых традиционно ограничивалась частной или домашней сферой, издавна расценивалась как подчинённая.
12. Поскольку такая деятельность имеет огромное значение для выживания общества, не может быть каких-либо оправданий для применения различных и дискриминационных законов или обычаев по отношению к женщинам. Из докладов государств-участников явствует, что всё ещё имеются страны, в которых равенство де-юре не существует . Поэтому женщины лишаются равного доступа к ресурсам и они не имеют равного положения в семье и обществе. Даже в тех случаях, когда равенство де-юре существует, во всех обществах женщинам предписывается различная роль, которая предусматривается подчинённой. И поэтому принципы справедливости и равенства, содержащиеся, в частности, в статье 16, а также в статьях 2, 5 и 24 Конвенции, нарушаются.
21. Выполнение возложенных на женщин обязанностей по воспитанию детей сказывается на их праве доступа к образованию, занятости и другим видам деятельности, обеспечивающим их развитие как личности. Кроме того, на женщин ложится в этой связи непомерно тяжёлая ноша. На положении женщин, а также их детей, на их физическом и психическом здоровье сказываются такие факторы, как число детей и промежутки между их рождениями. В силу этих причин женщины вправе решать вопрос о числе детей и промежутках между их рождениями.
32. В некоторых странах при рассмотрении вопроса о разделе имущества супругов основное внимание уделяется размеру финансового участия сторон в приобретении такого имущества за время брака, в то время как значение их участия в таких областях, как воспитание детей, уход за пожилыми родственниками и выполнение домашних обязанностей, принижается. Зачастую выполнение женщиной этих не имеющих финансового характера функций даёт возможность мужу работать и увеличить таким образом имущество супругов. Участию финансового и нефинансового характера следует придавать одинаковое значение.
42. Многие из этих стран выступают за патриархальный уклад семьи, который ставит в более благоприятное положение отца, мужа или сына. В одних странах, где фундаменталистские или иные экстремистские воззрения или экономические трудности способствовали возрату к старым ценностям и традициям, положение женщины в семье резко ухудшилось. В других странах, где было признано, что экономический прогресс и общее благосостояние современного общества зависят от равного участия в жизни всех взрослых членов, независимо от пола, эти табу и реакционные или экстремистские идеи удалось постепенно преодолеть.
2.4. Общая рекомендация № 23 "Женщины в политической и общественной жизни"
10. Во всех странах наиболее существенными факторами, ограничивающими возможность женщин участвовать в общественной жизни, являлись культурные рамки ценностей и религиозных убеждений, отсутствие услуг, и нежелание мужчин участвовать в выполнении задач, связанных с организацией домашнего хозяйства, уходом за детьми и их воспитанием. Во всех странах культурные традиции и религиозные убеждения играют определённую роль в ограничении участия женщин деятельностью в частной области и в их исключении из активного участия в общественной жизни.
13. Принцип равноправия мужчин и женщин подтверждён в конституциях и законах большинства стран и во всех международных документах. Тем не менее, в последние 50 лет женщины не добились равноправия, и их неравенство усугубляется низким уровнем их участия в общественной и политической жизни. Политика, разрабатываемая только мужчинами, и решения, принимаемые только мужчинами, отражают лишь часть опыта и потенциала человечества. Справедливая и эффективная организация общества требует участия в нем всех его членов.
14. Ни одна политическая система не обеспечила женщинам ни прав, ни выгод от полного и равноправного участия. Хотя демократические системы улучшили возможности женщин в плане их участия в политической жизни, многие экономические, социальные и культурные барьеры, с которыми они по-прежнему продолжают сталкиваться, серьёзно ограничивали их участие. Даже исторически стабильные демократии не смогли обеспечить полный и равноправный учёт мнений и интересов женской половины населения. Общества, в которых женщины исключены из общественной жизни и из процесса принятия решений, нельзя назвать демократическими. Концепция демократии будет иметь реальное и эффективное значение и стабильное воздействие только в том случае, когда в процессе принятия политических решений будут одновременно участвовать женщины и мужчины и когда будет обеспечен полный учёт интересов обеих групп.
16. Чрезвычайно важный вопрос, которому уделяется особое внимание в Пекинской платформе действий, - это вопрос разрыва между положением де-юре и де-факто, или между правом женщин участвовать в политической деятельности и общественной жизни в целом и реальным положением вещей. Как показывают исследования, если доля участия женщин достигает 30 - 35 процентов (уровень, который принято считать "критической массой"), то они оказывают реальное влияние на характер политики, содержание решений и обеспечивают активизацию политической жизни.
2.5. Общая рекомендация № 24 "Женщины и здоровье"
24. Комитет обеспокоен условиями предоставления медицинского обслуживания пожилым женщинам не только потому, что женщины живут дольше мужчин и в большей степени, нежели мужчины, подвержены риску заболевания инвалидизирующими и дегенеративными хроническими болезнями, такими, как остеопороз и слабоумие, но и потому, что на них нередко ложится обязанность по уходу за стареющим супругом. Поэтому государства-участники должны принимать надлежащие меры для обеспечения пожилым женщинам доступа к медицинским услугам, предоставляемым с учётом нарушений и инвалидности, связанных с процессом старения.
25. Женщины-инвалиды всех возрастов нередко сталкиваются с трудностями в плане физического доступа к медицинским услугам. Особенно уязвимую категорию составляют женщины, страдающие психическими расстройствами, при этом в целом существует лишь ограниченное понимание того, сколь широк перечень опасностей повреждения психического здоровья, которым в непропорционально высокой степени подвержены женщины в результате дискриминации по признаку пола, насилия, нищеты, вооружённых конфликтов, перемещения и других форм социальных лишений. Государства-участники должны принимать надлежащие меры для обеспечения того, чтобы медицинские службы чутко относились к потребностям женщин-инвалидов и уважали их общечеловеческие права и достоинство личности.
===
Материалов масса, я привела только малую часть. Остальное можно найти по ссылкам. Также очень много всего по правам детей, есть отдельные комментарии по правам девочек.
===
Конечно это официоз и язык официальный, не лишённый
вот таких вот особенностей языка .
по этому поводу у меня вопрос есть к юристкам, а может, и не только: вы делаете в официальных документах "реформы" речи?
например, я довольно давно практикую "истица", "ответчица", "свидетельница" в судебных документах.
периодически дозированно вставляю женские варианты как общие, либо меняю местами женский род с мужским (например, супруга и супруг, дочь и сын, удочерение вместо усыновления).
поделитесь вашими "наработками" )