Apr 02, 2014 01:44
Сколько себя помню - столько думала, что я-то как раз не умею учить петь. Просто потому, что бОльшую часть жизни никто не учил меня. Для меня это было как дышать - чем-то само собой разумеющимся. Как можно специально промахнуться мимо ноты? Как можно думать, что петь - это сложно? Как можно «не уметь» звучать? Не знаю, нет у меня в опыте такого. Значит, не могу научить, думала я. Учиться - да, умею, ещё как. Но классическое преподавание пения? Я за фортепиано, ученик поёт гаммы? Шутите)
Мне теперь очень забавно осознавать, как я собирала и собираю этот пазл.
Позапрошлой зимой я пришла на очередное занятие к совершенно неклассической тётке Марте. Лично меня она своё время покорила тем, что на первой же встрече взяла меня за руки и натурально вытрясла из меня почти три октавы. Про то, как включать другому человеку правильные мышечные импульсы, и как эти импульсы можно передать через руки в диафрагму, я поняла уже позднее и сама, ну да речь не об этом. В тот вечер у Марты чуть задержалась другая ученица, девушка Лена. Я уже не помню, как так получилось, но мы с Мартой уговорили её остаться на часть моего занятия. Всё как всегда: Марта сидит за клавишами, я стою напротив, Лена рядом, упражнения знакомые…
И вот тут я увидела, что именно делаю Совсем по-другому: я двигалась. Постоянно. Меняя положение тела на разных нотах, размахивая руками, потягиваясь, разминая спину и мыщцы плеч, которые с каждым следующим упражнением включались в работу. Я ходила по комнате, наклонялась, вытягивалась, дышала, покачивалась, простукивала резонаторы… И в какой-то момент просто начала своим движением намеренно выводить Лену из её привычного положения «смирно, руки по швам». Ни зачем, просто в тот момент очень хотелось. Если я раскрывала руки, и видела, что она подхватывает, я делала это шире и сильнее, показывая, как из этого движения рождается опора для голоса, куда тянуть позвоночник, как двигать рёбра… Я никогда этого не делала раньше, не формулировала, не раскладывала в своей голове по полочкам - но вдруг обнаружила, что вся структура просто есть во мне. Что я совершенно точно знаю, какое действие, какое движение поможет передать мой опыт.
А Лена с каждой минутой звучала всё сильнее, объёмнее. Я завороженно наблюдала за тем, как двигается спина, взлетают руки, из полускованного тела рождается неожиданная пластика, как крылья бабочки из кокона. Это было очень красиво - и очень… естественно. Как будто человек нашёл для себя самый живой способ звучать из всех возможных.
Так я поняла, что мне есть что сказать.
_____________________________________________________________________________________
Вот, говорю, и буду говорить ещё, и планирую сложить сюда ещё много текстов - накопила, "не могу молчать", да и зачем молчать-то про такое прекрасное и любимое)))
И тем не менее - скажи мне кто прямо тогда, что я буду вести классы, что у меня у самой будут ученики, что помимо движения я буду исследовать и объединять на занятиях импровизацию, выражение себя через звучание, умение создавать свои трактовки любых песен, «контактное» пение (база-соло, смена ролей, игра, многоголосие)… скажи мне кто, что это станет делом моей жизни, а всевозможный суперменеджмент отойдёт на какое-то десятое место…
Могу представить, как бы у меня тогда загорелись глаза от недоверия и восторга)
Примерно так, как сейчас, чего уж там.
узелок на память,
голос