Apr 21, 2015 19:06
В советской историографии (в отличие от дореволюционной русской) факт русского завоевания Сибири отрицался. Вместо этого применялся другой термин - освоение Сибири,а завоевателей Сибири именовали землепроходцами.
Рассмотрим как проходил процесс по показаниям самих участников, на примере бассейна реки Колымы.
Итак:
«Царю государю и великому князю Михаилу Федоровичю всея Руси биют челом холопи твои государевы ленские служилые люди Мишка Стадухин, Митька Михайлов Ярило, Фторко Гаврилов, Онисимко Иванов, Гришка Фофанов, Завьялко Сидоров, Семейка Дежнев, Макарко Тверяков, Мишка Савин Коновал, Мокейко Игнатьев, Сергейко Ортемьев, да томской служивой человек Ромашка Иванов Немчин, Ивашко Беляна, Семейка Мотора, енисейской служивой человек Поспелко Козьмин, красноярской служивой человек Бориско Прокофьев, да сироты твои государевы, промышленые люди Ивашко Гаврилов Куклин, Сысойко Васильев, Ульянко Карпов, Ивашко Павлов, Офонько Якимов, Ивашко Собуров, Федька Федоров.
В прошлом государь во 151-м (1643) году июля в 8 день сошлися мы, холопи твои государевы и сироты твои государевы, на море и сложилися мы, служивые люди и промышленые люди, Мишка Стадухин с товарищи да Митька Михайлов Ерило с товарищи вместе за един, чтоб нам, холопем твоим государевым, служити всякая твоя государева служба вместе за един человек ити нам на новую реку на Ковыму к новым людям неясашным к оленным людям и к пешим сидячим людям и призывать их к государеву жалованью и ясаку с них прошать.
И как мы, холопи твои государевы, пришли на ту новую реку Ковыму к тем неясашным людям к оленным июля в 15 день к оленным князцам Пантели и Коралю и учали мы, холопи твои государевы, тех князцей призывать к государеву жалованью и учали им сказывать про твое государево величество, чтобы те князци давали с собя ясак великому государю и со всеми своими улусными людьми давали бы государю ясак и впредь бы те иноземци были под государевою высокою рукою, были бы оне в вечном холопстве, и те неясашные оленные люди и те князци Пантели и Коралю с своими улусными людьми учинилися сильны и не послушны и не покорны и ясаку с себя и с улусных людей не дали, а с нами служивыми людьми стали дратися. А собранье было у них большее. А дралися мы, холопи твои государевы и сироты твои государевы, с теми иноземци день до вечера. А те князци Пантели и Каралю говорят нам: как де вы с нас ясаку прошаете, а землица та наша, а владеем де мы, а вас де мы и на берег не выпустим. И те нас оленные люди провожали в лотках три дни нас холопей твоих государевых и[з] своих житейских мест. А берегу нам, холопем твоим государевым, не дали, потому что их добре много. А дралися мы с ним[и] в стругах. А на той драки томской служивой человек Рамашка Немчин убил доброво улусново мужика, Макарко Тверяков убил мужика, Бориска Прокофьева ранили в правую руку, Ивашка Собурова ранили.
И пошли мы, холопи твои государевы и сироты твои государевы, в верх по Ковыме реке к пешим сидячим людям. И июля в 25 день пришли мы, холопи твои государевы и сироты твои государевы, к пешим сидячим людям князцу Олаю. И мы, холопи твои государевы, учали того князца Олая призывать к твоему государеву жалованью со всем его родом и с улусными людьми и учали с него прошати, государь, государева ясаку и тот Алай князец своими братьями и улусными людьми сел в острожек и учинилися сильны и непослушны: и ясаку де вам государева не дам потому что де то землица наша и люди те мои. И мы, холопи твои государевы и сироты твои государевы, прося у бога милости и стали над ними промышлять и к острожку приступать и Олая князца и з братьями и с улусными его людьми в острожке осадили и божиею милостию и твоим государевым счастьем того князца Олая из острожку вон выбили. И тот Олай своими братьями и с улусными людьми пошел на пролом. А на том проломе брата ево родново убил ленской служивой человек Семейка Дежнев, а лутшево Олаева сына отбили и схватали его жива служивые люди Митька Михайлов, да Фторко Гаврилов, да Гришка Фофанов, да Онисимко Иванов. И стал тот Олай своими людьми сына своего выручать и промышленой человек Ивашко Куклин убил мужика Олаева дядю, Сергейка Ортемьева ранили в правую ногу в колено, Сысойка Васильева ранили в правую ногу в стегно, Офоньку Чюхчю ранили по поясу в левую сторону, Поспелко Козьмин мужика улуснова убил, Ивашка Беляна мужика убил, Мокейка Игнатьева ранили в правую руку, Ивашко Павлов мужика убил.
И после того приступу как мы, холопи твои государевы и сироты твои государевы, приступали к Олаеву острожку июля в 30 день пришел к нам, холопем твои государевы[м], тот князец Олай и стал нам говорити: не убейте вы моего сына, а я де стану государевы[м] ясаком промышляти, стану де я государю ясак платити по вся годы. И мы, холопи твои государевы, на ево Олаевых житьях поставили острожек; Алаева сына посадили в омонаты.
И в нынешнем, государь, в 152 году генваря в 28 день пришел тот Алай со своими братьями и родниками и ясак великому государю дали с себя и своих родников. И мы, холопи твои государевы, учали тому князцу Олаю сказывать про твое государево величество и твое государево жаловальное слово, чтобы тот Алай с своими братьями и улусными людьми был покорен и послушен и под твоею государевою высокою рукою был бы он в вечном холопстве, иных бы он, Алай, князцей призывал. И мы, холопи твои государевы, дали тому Олаю государево жалованье и тот Алай принял то государево жалованье чесно, а нашию тою говори послушал, что мы, холопи твои государевы, сказывали про твое государево величество. И пошел он, Олай, по Ковыме реке вверх к лутшим князцам, к Нечи, да к брату Нечину к родному, Каляне.
И февраля в 28 день пришел тот Алай с теми верховскими князци, с Нечею да з братом ево Каляною, к нам, холопем твоим государевым, к острожку. И пришед тот Неча з братом своим Каляною и стал нам, холопем твоим государевым, говорити негораздо и учел нас [289] бранити всякой неподобной бранью. А говорил тот Неча з братом своим нам, холопям твоим государевым: пошто де вы в нашу землицу пришли, а у нас де вы не спрашиваяся острог ставите. И мы, холопи твои государевы, учели тому Нечи и брату ево Каляне сказывати про твое государево величество и ясаку с них стали прошать и тот Неча з братом своим Каляною стал нам говорити: какой де вам с нас ясак, мы де землицею владеем издеся, а мы де вам издеся не токмо де вам не дадим ясак и мы де вам не дадим ис Ковыми реки и воды пити и в лес де вас по дрова не выпустим, а мы де хотим и вас к себе похолопить в своей земли.
И мы, холопи твои государевы, прося у бога милости, из острожку вон с ними дратися с тем Нечею да з братом ево Каляною и божею милостию и государевым счастьем на той драки Семейка Мотора убил мужика, да промышленой человек Ульянко Карпов убил мужика и того Нечина родново брата служивые люди схватали да промышленой человек, - схватали Мишка Стадухин, да Мишка Коновал, да Федька Федоров Нечина брата схватали жива. И на той схватке ранили служивых людей Завьялка Сидорова в груди, да Мишку Стадухина ранили над тем Каляною Нечиным братом в груди, да Мишку Коновала ранили в ногу. И марта в 1 день пришел тот Неча после драки и дал государева ясаку двацать соболей и учал нам, холопем твоим государевым, говорити: не убейте вы моего брата Каляны, а я стану великому государю платити ясак по вся годы безотступно и со всеми своими родниками и улусными людьми и впредь де я стану великому государю прямить и радеть и стану де я, Неча, иных князцей призывать к государеву жалованью и с ясаком.
Милосердый государь царь и великий князь Михайло Федорович всея Руси пожалуй нас, холопей своих государевых, а в службе в нашей что ты, государь царь, укажешь. Царь государь смилуйся и пожалуй» .
Механизм завоевания как на ладони.
Собирается отряд служивых людей и промышленных (в переводе на современные реалии - частно-государственное партнерство из госслужащих и частных лиц), выбирает начальника, идет на новые земли к новым народам, которые еще не платят ясак. К племенной верхушке выдвигается требование подчиниться русскому царю и платить ясак.
В ответ на закономерный отказ (пошто вам ясак платить, земля наша и люди наши), следует "драка" в которой убивают некоторое количество представителей местного населения. Ставится острожек, захватываются заложники. В силу развитых родовых отношений, местное население не может оставить своих родичей и вынуждается к подчинению и выплате ясака (не убейте моего брата, а я стану государю платить ясак).
И новый регион вливается в русский мир...
ЗЫ. Примечательно, что не все участники завоевания русские. Например, томской служивой человек Ромашка Иванов Немчин вероятно был по происхождению немцем, казак Семейка Мотора был украинцем, а промышленный человек Офонька Якимов Чюхча был вероятно одним из первых чукчей служивших русскому царю.