Помните, как в 2010-м году Москву окутал смог торфяных пожаров? Наверняка ещё не забыли. Во-первых, не так уж много времени прошло с тех пор, а во-вторых в России каждый год где-нибудь да горит торфяник. Ну может не так масштабно горит, как четыре года назад и может не совсем торфяник, а скажем лес, но тем не менее. Короче, крупные пожары в нашей стране дело привычное. Ну а раз так, то за долгие годы должны были появиться какие-то технологии для их тушения. И таки появились. Сегодня я расскажу вам об одном героическом самолете, который помогает справляться с огромными по площади пожарами, причем не только в нашей стране, но и за рубежом.
Этот необычный самолет - настоящая "тяжелая кавалерия" МЧС в боях с огнем.
Я говорю о самолете-амфибии Бе-200, разработанном на ТАНТК им. Г. М. Бериева и производимом в данный момент там же. "Амфибия" значит, что в воздухе - это самолёт, а на воде - корабль. То есть, может взлетать и с земли, и с воды.
По ряду летно-технических характеристик эта машина
не имеет аналогов в мире. Максимальный взлетный вес самолета - 41 тонна. Крейсерская высота полета - 8 километров, максимальная скорость полета - 710 километров в час, дальность - до 3,85 тысячи километров. Бе-200 может перевозить 72 пассажира или до 7,5 тонны различных грузов. Для МЧС разработан специальный вариант - Бе-200ЧС, предназначенный для тушения пожаров. Именно об этой модификации и пойдет далее речь.
Как самолет, собственно, тушит пожары? Никакой особой мистики тут нет. Он садится на воду (но без остановки), зачерпывает ее в "брюхо" на ходу, взлетает и в нужной точке сбрасывает. Чем больше топлива, тем меньше воды можно взять. И наоборот. На скорости 190 километров в час этот самолет набирает 6 тонн. Одной заправки топлива хватает на 10 посадок и взлётов. Максимальный забор воды составляет - 12 тонн, но обычно берут меньше, что б не насиловать технику.
Процесс забора воды схематично изображен на этой инфографике:
А вот так это выглядит в реальности (на видео запечатлено как БЕ-200 набирает воду для тушения
пожара, случившегося в июне текущего года в городе Дзержинске):
Click to view
Напоминает то, как кит заглатывает воду с крилем
Потом самолет должен доставить воду до нужного сектора и сбросить ее там. И это проблема. По
словам командира лётного отряда Евгения Серы: "Самое сложное - найти в сильно задымленной местности очаг пожара и погасить его". Не будем спорить с профессионалом, лучше посмотрим кадры с реального тушения пожара:
Click to view
В данном случае, задача пилота была не самой сложной, пожалуй, поскольку горящий дом (
дело было в окрестностях Екатеринбурга в 2010-м году) все-таки объект отдельно стоящий, а потому весьма приметный. Тем не менее, просто оцените красоту процесса, один пролет и пожар ликвидирован.
Увы, пока что этих замечательных самолетов в России очень мало. По данным из открытых источников на данный момент 2 экземпляра
имеются у завода-изготовителя, ТАНТК имени Г. М. Бериева. Это опытные образцы. Предприятие планирует их сдавать в лизинг, ну если, конечно, найдутся желающие арендовать машины. У МЧС России
есть 6 таких самолётов. Однако до 2016 года ведомство планирует пополнить свой авиапарк ещё семью Бе-200ЧС. Вот, собственно, и все. Этого мало для страны площадью более чем в 17 млн квадратных километров. А если учесть, что территория России внезапно пополнилась Крымнашем, где лесные пожары совсем не редкое явление, и кстати тушить их там
в силу особенностей рельефа бывает очень сложно, то необходимость в увеличении количества Бе-200 становится и вовсе очевидной.
Ну одно радует, производство этих самолетов идет полным ходом, так что МЧС станет ещё "более лучше" тушить лесные пожары. Бе-200, тем более, со временем модернизируется. Например, новые машины
получат современное бортовое оборудование, специально разработанное Концерном "Радиоэлектронные технологии" (КРЭТ) госкорпорации Ростех. На предстоящей в Геленджике выставке "Гидроавиасалон-2014" КРЭТ продемонстрирует макет кабины самолета. Новая авионика поможет пилотам Бе-200 эффективно искать очаги возгорания в кромешной тьме дыма.
Вынужден констатировать, что работы у самолетов будет много. Это не пессимизм, а просто печальная статистика. Я вам приведу лишь примеры крупных пожаров этого года при ликвидации которых применялся Бе-200.
В апреле в Архаринском районе Амурской области самолет
использовался для тушения обильных природных пожаров.
Click to view
В мае два самолета
задействовали на тушении лесных пожаров в Забайкальском крае. В этом местности вообще весной действовал режим чрезвычайной ситуации, так как 98% площади всех лесных пожаров России сосредоточилось именно там.
В июне был пожар в Дзержинске (видео чуть выше в посте). Там была угроза распространения огня на садоводческие общества, газопровод и 2 АЗС. Однако, удалось с огнем
справиться, не без помощи нашего самолета.
В Ленском и Олекминском районах (республика Саха (Якутия)) в июне опять же
была очень сложная обстановка с лесными пожарами. За сутки Бе-200 производил тогда до 9 сливов воды на очаги возгорания.
В июле при тушении торфяников в Конаковском районе Тверской области опять же
был использован Бе-200. Тогда за день пожар
удалось локализовать на площади 3 га.
И так далее, как говорится.
В общем, раз уж люди настолько безответственны, что не могут пожар предотвратить, а от 80 до 90% всех возгораний провоцируются человеческим фактором, неосторожным обращением с огнем то есть, пусть другие люди будут вооружены до зубов спецсредствами, дабы пожары тушить. Вот на этой нехитрой морали я и позволю себе закончить свое повествование о российском самолете, в названии которого не хватает на мой взгляд двух букв СФ... Святой Флориан
считается покровителем пожарных, так что можно было бы и помянуть этого персонажа раннехристианской агиографии. Ну хотя это на любителя, лучше все-таки рассчитывать на силы МЧС, чем на божественный промысел))