Над американскими санкциями российский интернет уже обильно посмеялся. Здравый смысл и жизненная опытность нанесли попытке США поднасолить России травмы несовместимые с жизнью. Тем не менее, контрольный выстрел не помешает.
А дело вот в чем. У нас на Родине есть высокотехнологические производства. Может оно и невероятно для некоторых, но, тем не менее, факт. ОАО Концерн "Радиоэлектронные технологии" (КРЭТ), например, с 2009-го года успешно занимается разработкой и изготовлением средств радиоэлектронной борьбы и государственного опознавания, измерительных аппаратов и электронных соединителей и прочих полезных и сложных девайсов.
Если где-то разговор заходит о российской электронике, то тут же возникает вопрос: "А такая ли уж она российская?" Дескать, из импортных деталек западных брендов китайского производства и мартышка сможет собрать радар или даже iPhone 5. Такие разговоры можно смело пресекать утверждением, что КРЭТовская электроника российская, а с введением санкций она станет ещё более российской, так сказать.
Дело в том, что в целях исключения зависимости от иностранных поставщиков руководство Концерна, вполне закономерно решило, ускорить работу по импортозамещению электронной компонентной базы на
отечественные аналоги. Надо сказать, что и до санкций КРЭТ пользовался завозными компонентами крайне неохотно. Если верить заместителю гендиректора Концерна Игорю Насенкову: "При разработке КРЭТ критичных образцов военной и специальной техники электронная компонентная база иностранного производства вообще не применяется". Оно и понятно, нашим геополитическим "друзьям" вовсе необязательно знать из чего состоит российская машина судного дня.
Впрочем, помимо высоких технологий есть ещё и низменные финансы, которые, однако, не менее важны для выживания в условиях победившего капитализма. Доллар, как известно, поражающей способностью ничем не уступает кассетным боеприпасам, а потому обращаться с этим оружием следует аккуратно. Лучше всего хранить его в своем сейфе и без нужды не показывать ни этот сейф, ни уж тем более его содержимое. С этим у КРЭТа тоже все в порядке. Концерн не зависит от иностранных инвестиций и почти не имеет банковских счетов в Европе. Даже при заморозке или демократической "национализации" западных активов производство не остановится.
Санкции, безусловно, не пройдут бесследно для российского производителя. Почти для любого. КРЭТ закупает оборудование из стран ЕС и США и теперь такой возможности он будет лишен. Однако, у Концерна есть важное преимущество - он очень аппетитный клиент. То оборудование, которое требуется для этого производства стоит дорого, а делают его не только в Америке и Европе. По словам уже упомянутого Насенкова: "Уже сегодня производители и поставщики из Азии только и ждут момента, когда российские предприятия и дистрибуторы переориентируются на поставки станков и оборудования из Японии, Кореи, Малайзии, Китая и других стран, продукция которых не уступает европейским аналогам".
Все вышеизложенное в той или иной степени касается всех холдингов Ростеха, в число которых входит и КРЭТ. В официальном заявлении госкорпорации по поводу персональных санкций против ее главы Сергея Чемезова говорится следующее: "Любые санкции или запреты на сотрудничество противоречат логике устойчивого развития мировой экономики и разрушительно влияют на
технологические цепочки ведущих мировых промышленных компаний". Так и получается. Глобальная экономика может выживать только за счет интеграции. Отторгая промышленные центры, США, главный апологет глобализации, отдаляется от своей же заветной цели.
Насколько это на руку России? Пожалуй, весьма. Запасы природных ресурсов вполне позволяют локализовать на нашей территории производство чего угодно. Научная база, как показывает успешная деятельность того же КРЭТа, тоже имеется. Административный ресурс, если взглянуть в целом на Ростех, вполне в состоянии справиться с консолидацией предприятий различных отраслей и кризисным менеджментом. Так что контрольный выстрел по санкциям получился очередью.