«Многие люди только притворяются людьми, а на самом деле прибыли из далекой-далекой галактики» - именно такие мысли посещают меня при общении с некоторыми клиентами. Их письма бывают настолько ошеломительными, а деловое сотрудничество настолько непредсказуемым, что напоминает закрученный детектив.
Если вы фрилансер со стажем, то знаете сколько удивительных сюрпризов может принести этот труд. Давайте попробуем составить хит-парад самых неприятных вещей, которые приходится слышать фрилансерам и попробуем понять, как на них реагировать.
1. Я заплачу позже
Вы не являетесь настоящим фрилансером, если еще ни разу не слышали эти замечательные слова. Да, это вам еще повезло, потому что иногда бывает, что клиент не снисходит даже до этого, а просто тихо растворяется в пространстве. Так как такие чудесные заклинания как «договор», «контракт» или «адвокат» в нашем королевстве почти не действуют, то остается только бомбардировать пропажу просьбами и напоминаниями.
Единственным средством для предотвращения такой ситуации является получение частичной предоплаты перед началом работ (оптимально 50%). Таким образом, вы можете сократить свои потери, даже если клиент вдруг исчезает с поверхности Земли. И иногда вам даже может чудесным образом повезти, поскольку бывают случаи, когда клиент исчезает сразу после авансового платежа.
2. Я заплачу, как только проект развернется
Этот ответ чаще всего приходит от профессиональных мечтателей, обожающих слово «стартап» и точно знающих, что их идея совсем скоро захватит вселенную и будет приносить миллионы долларов. Они милостиво делятся ею с вами и обещают хорошее вознаграждение, возможно даже долю, но только когда достигнут успеха.
Никогда не ведитесь на эти сказки. В общем-то, это почти то же, что и знаменитые «нигерийские письма счастья». Не давайте себя втянуть в чужие игры, как бы заманчиво вам не вырисовывали перспективы. Сосредоточьтесь лучше на своем деле и необходимости зарабатывать себе на хлеб.
3. Ты дороже, чем мои сотрудники или …другие сделают это дешевле!
Каждый раз в ответ хочется сказать: «Так попросите сделать эту работу своих сотрудников». Однако вместо этого лучше вежливо напомнить о своих достоинствах, опыте и умениях, которые, собственно говоря, и заставили клиента обратиться к вам.
Поясните, что услуги фрилансера, как правило, обходятся в конечном итоге дешевле штатного работника, так как не требуют вложений в содержание рабочего места, страховых выплат и налоговых отчислений. Для уверенности, проведите еще раз сверку тарифов и расценок на похожие работы. Вы должны быть уверены в ваших навыках и вашей цене, и стараться придерживаться ее.
Что касается клиентов, то вот совет: если вы хотите дешевого фрилансера, то вам придется иметь дело с не самыми лучшими работниками, выдающими непредсказуемый результат. Наемник, считающий, что его обидели с оплатой, постарается любым способом вернуть себе то, что ему, как он считает, причитается.
4. Проявите немного выдержки
«А пока я должен бесплатно работать во благо вашей компании? Какого черта?» Вы говорите, что ваши сотрудники тоже ничего не получают, но проявляют спокойствие и выдержку. Да, ваши сотрудники, возможно, рассчитывают на будущее вознаграждение и карьерный рост в компании, но фрилансеры - это совсем другое. Мы не хотим карьеры в вашей фирме, просто заплатите за сделанную работу, ничего больше.
Да, выдержка - это полезное качество, если вы занимаетесь благотворительной деятельностью для некоммерческой организации, но для бесконечного ожидания платежей она даже вредна.
5. Мы не получили ваш счет
«Там, наверное был сбой у Gmail, мы не получили ваше письмо со счетом, поэтому заплатим уже в следующем месяце». Скорее всего, в этом случае нет смысла спорить и что-либо доказывать - это просто причина не платить вам сейчас или вообще. Особенно, если в ваш почтовый ящик не поступало извещение почтового сервиса о проблемах при доставке письма.
Лучшим действием в этой ситуации будет повторная отсылка письма с просьбой уведомить о получении. Да, сбои электронной почты бывают, но если это повторяется слишком часто, то стоит подумать о целесообразности дальнейшего сотрудничества.
6. Я думаю, что красный должен быть чуть более голубым
Если теория кармы действительно верна, то вы должно быть сильно нагрешили в прошлой жизни, если вам попался такой клиент. Впрочем, это просто шутка, такие клиенты попадаются сплошь и рядом.
Худшим вариантом для фрилансера является клиент, который не знает, чего он хочет точно. Или в процессе работы над проектом клиент вдруг теряет уверенность и представление конечного результата. В этом случае вам будет очень трудно решить это за него. Лучшим вариантом в этом случае будет задавать подробные вопросы или попросить его предоставить вам некоторые визуальные образцы, чтобы сузить круг ваших поисков.
7. Давайте начнем все сначала
Без всякой дополнительной оплаты, разумеется. Это происходит довольно часто и обычно сопровождается следующим заявлением: «Почему я вообще должен платить за дизайн, который мне не нравится?»
Да, в этой позиции есть смысл, но вы тоже не можете бесконечно переделывать свою работу, тратя на это свои рабочие часы, которые должны быть оплачены. Где гарантия, что настроение заказчика опять не поменяется и следующий дизайн сайта не потребует опять переделки? Настаивайте на пересмотре цены.
8. Просто делай, что хочешь!
Обычно такое заявление сопровождается словами «Я тебе доверяю!» Но на самом деле это значит, что заказчик просто не очень представляет, чего он хочет на самом деле, и надеется на ваши телепатические возможности.
Но заканчивается это вариантами, описанными немного выше - «нет, это немного не то, тут и там надо подправить, и вообще лучше начать сначала». Никогда не приступайте к проекту, пока конкретно не определите и желательно зафиксируете документально, какой результат желает получить от вас заказчик.
Конечно, это далеко не все сюрпризы, с которыми приходится сталкиваться фрилансерам в своей работе и каждый может добавить что-то свое.
У вас есть дополнения к этому списку?
lifehacker.ru