Лес рубят, головы летят?

Jan 23, 2019 16:10

Леса в России много, но, по оценкам разных природоохранных объединений, и объем незаконных рубок сейчас огромен и составляет 20-25% от законного лесопользования.



Меры для борьбы с ними принимаются. В 2014 году для учета древесины и сделок с ней создали ЛесЕГАИС - аналог системы, при помощи которой власть раньше взяла под контроль производство и оборот алкоголя. Однако и эта система учета древесины, поставляемой лесопользователями на сырьевые рынки, не закрывает всех дыр. Невозможно отследить объемы заготовки и сведения о транспортировке.

На днях из-за этого Валентина Матвиенко раскритиковала работу главы Рослесхоза, и СовФед решил сам заняться ситуацией в лесах. Сенаторы предлагают расширить контроль Гослеснадзора, наделить арендаторов лесных участков полномочиями по охране, а также создать новую систему - национальной лесной сертификации.

А пока все это разрабатывается, обсуждается и принимается, проблема легла на плечи регионов.

В отношении охраны леса интересен опыт Иркутской области. По словам местного губернатора, объем незаконных вырубок в 2018 году уменьшился благодаря операции «Лесовоз». Здесь придумали чипировать заготавливаемую древесину и даже маркировать каждое дерево особо ценных пород, например, бук. В итоге за первый квартал 2018 года незаконный оборот снизился на 70%.

Задействованы и космические технологии борьбы с нелегальными заготовителями древесины (система «Кедр»). Они позволили более чем в 10 раз сократить объемы незаконной вырубки леса в Хабаровском крае. По данным краевого управления лесами, сейчас в крае нелегально вырубается 6-7 тыс. кубометров леса в год, а десять лет назад доходило до 80 тыс. кубометров.
Инструментом повышения прозрачности лесной отрасли считается биржевая торговля, ведь на организованных торгах продается только сырье с подтвержденным законным происхождением. Такой механизм введен в 20 регионах, что, по статистике, втрое увеличило поступления в региональные бюджеты.

Ряд региональных инициатив в последние годы поддержал федеральный законодатель. В первую очередь это касается мер по восстановлению лесов, поврежденных хозяйственной деятельностью, природными катаклизмами и вредителями.

Впрочем, вопросов, требующих законодательных решений, еще много. А вот леса тем временем остается все меньше…

всяко-разно, общество, законодательство, закон и право

Previous post Next post
Up