Хочешь мира, смажь "Калашникова"

Dec 02, 2014 16:58

Есть такие вещи, без которых трудно себе представить повседневность. Ну, например, стиральная машина, мобильный телефон, автомат Калашникова. Последний, конечно, для большинства не является предметом обихода, но о нем точно слышал каждый, а некоторые даже знают где его производят. В Ижевске. На мощностях бывшего НПО "Ижмаш", ныне именуемого ОАО "Концерн "Калашников". Кстати, несколько лет назад Концерн, который сегодня презентовал свой новый бренд и стратегию развития, находился на грани исчезновения. Если бы не вмешательство одной крупной государственной структуры, то сегодня легендарный АК был бы известен в основном по китайским подделкам низкого качества.



А дело было так.

После Великой Отечественной войны на Ижевском машиностроительном заводе началась конверсия, увеличение объемов выпуска гражданской продукции. Несмотря на то, что основным направлением работы завода оставалось создание оружия, автомобили и мотоциклы к 70-м годам стали важной частью выпускаемой предприятием номенклатуры.

В 1975-м году Ижевский машиностроительный завод был преобразован в производственное объединение (ПО) "Ижмаш". Автозавод стал подразделением в его составе.

После развала Советского Союза в 90-е годы "Ижмаш" стал наглядной иллюстрацией гибели отечественной промышленности. Еще в 91-м на его продукцию был спрос, однако в 93-94-м годах, цены на всю комплектацию для мотоциклов и автомобилей резко возросли, а цены на готовую продукцию, наоборот, стабилизировались. В результате все предприятия пошли ко дну.



Главный корпус Ижевского оружейного завода в период упадка

Дальше были попытки реформировать организацию предприятия, однако в результате они приводили к тому, что проблемы умножались как снежный ком. Политика была нестабильна, долгосрочные стратегии не строились. А после 90-х многие сектора оборонного комплекса вообще остались без госзаказа, что сильно ударило по "Ижмашу".

К 2008-м году состояние производственного объединения стало отчаянно плачевным. В группу "Ижмаш" входило около сотни юридических лиц, часть из которых находилась на грани банкротства. Фактически действовало только 32 юрлица, но они имели многоуровневую систему управления, дублирующие функции и высокие накладные расходы. Суммарные обязательства "Ижмаша" на начало 2011 года составляли около 19 млрд руб. Уровень загрузки же оборудования не превышал 20%.

В 2008-м "Ижмаш" вошел в структуру госкорпорации "Ростехнологии" (ныне Ростех), которая приняла решение сохранить научно-производственный и кадровый потенциал и вывести "Ижмаш" в мировые лидеры по производству стрелкового оружия.

В первую очередь нужно было разобраться со структурой управления, собственности и долгами "Ижмаша". Ростех решил реструктуризировать организации через банкротство и объединение. На тот момент это было, пожалуй, наиболее правильным и эффективным решением. Так в 2011-м году и было создано НПО "Ижмаш".

В итоге, принятые в 2011-м привели к трехкратному увеличению прибыли от операционной деятельности и сокращению расходов на 10%. В том же году удалось вдвое увеличить уровень загрузки оборудования.

Выручка "Ижмаша" значительно выросла за счет расширения рынков сбыта. На 50% увеличился объем отгрузок на рынок США, составляющий 65% общемирового рынка спортивно-охотничьего оружия. Также продукция "Ижмаша" стала поставляться в 27 стран мира, включая Канаду, Австралию, Германию, Великобританию, Норвегию, Казахстан, Таиланд и ЮАР.



Летом 2013 года, НПО "Ижмаш" было переименовано в Концерн "Калашников". Однако, в прошлом году ребрендинг не дотянули. Переименование было в целом успешным ходом, так как слово "Калашников" известно по всему миру благодаря легендарному автомату, однако визуализация бренда все ещё оставляла желать лучшего.

Тем не менее Концерн по итогам первого полугодия 2014 года произвел в два раза больше стрелкового оружия по сравнению с аналогичным периодом 2013-го (30 000 шт. в 2013 году, 60 000 шт. в 2014 году). Выработка на одного работника в первом квартале 2014 года составила 322 тысячи рублей, что почти в полтора раза превышает аналогичные показатели прошлого года. А прогнозируемая выручка по итогам 2014 года должна составить 9 миллиардов рублей.



Новый бренд "Калашникова" разработанной компанией Тины Канделаки "Апостол" и презентованный сегодня, суммировал весь символический капитал предприятия и представил его в виде единого корпоративного оформления всей продукции компании. Ребрендинг был необходим для реализации стратегической цели по расширению рынков сбыта и увеличению доли на существующих. Узнаваемая торговая марка - это то, чего не хватало русскому оружию до сих пор. Как я говорил в начале этого поста, автомат Калашникова знают многие, а вот кто и где его производит известно не так широко.

У всех крупнейших оружейных компаний мира есть свой сформированный образ на рынке. Colt, Beretta, Glock - эти бренды известны именно как бренды. "Калашников" же известен хоть и по всему миру, но только как автомат. Причем, репутация у этого автомата весьма сомнительная. Стараниями американской пропаганды АК воспринимается как оружие "плохих парней", с которыми воюют "хорошие американские парни" с М-16 в руках.



Такое положение категорически неприемлемо сейчас, когда "Калашников" намерен расширять свое присутствие на мировом рынке. Собственно, опровержением навязанных стереотипов и служит новый бренд, представляющий российское оружие как оружие, служащее делу мира. Оружие защищает слабых от сильных, а не насаждает беспредел. Такова философия нового бренда.

Что же касается визуализации, то "Калашников" обрел привлекательное и располагающее к доверию лицо. Новый корпоративный стиль Концерна строг, элегантен, понятен и лаконичен. Таким и должен быть стиль компании с мировым именем.



Стратегия развития отрасли стрелкового оружия на период до 2020 года, разработанная Ростехом совместно с Минпромторгом, предполагает увеличение выручки от продажи стрелкового оружия в 4 раза, до 24 млрд рублей, увеличение объемов производства стрелкового оружия в 3 раза, до 300 000 единиц в год, увеличение объемов производства высокоточного оружия в 10 раз, а также увеличение производительности труда в 4 раза. Думаю, что обновленный "Калашников" качестве флагмана российского стрелкового оружия добьется поставленных целей.

общество, Россия, Ростех, оружие

Previous post Next post
Up